Кризисов пугаться не стоит — часто это органичный и даже необходимый этап, который помогает вывести бизнес на новый уровень. Но даже в этом случае нужно вовремя понять, что вы к этому кризису движетесь, это позволит предпринять необходимые шаги. Объясняет Максим Белухин, сооснователь бизнес-школы PresentPerfect.
Перед тем, как поговорить о признаках кризиса, разберемся, какие этапы развития обычно проходит компания.
Я выделяю четыре:
- Компания только формируется и пытается понять ожидания рынка, придумать и сформулировать свою роль.
- Ожидания и роль сформулированы. Компания учится им соответствовать.
- Компания достигла мастерства. Ее умения равны ожиданиям рынка.
- Ожидания рынка сменились, но компания продолжает делать то же, что и раньше.
Конечно, кризис может возникнуть на любом этапе. На первом он будет выглядеть как “Мы застопорились, гениальных идей для стартапа нет”. На втором — “Не получается сделать то, что задумали”. На третьем этапе, если вы до него дошли, как правило, наступает гармония, и кризисов не бывает. Компания делает то, что хорошо умеет, и то, что действительно нужно рынку. А вот четвертый этап почти всегда сопровождается мощным (но зачастую целительным) кризисом: компания научилась очень хорошо делать свое дело, но это резко потеряло актуальность. Так произошло, например, с таксопарками после появления агрегаторов такси. Или с классическими сервисами логистики, когда пришли маркетплейсы.
Итак, что указывает на наступление кризиса?
Стагнация дохода
Не только падение, а именно замедление — первый плохой признак. Любой предприниматель закладывает в свою бизнес-модель рост, и если его не происходит, нужно разбираться в причинах. Как правило, их две: либо компания не научилась масштабироваться, либо что-то просмотрела на рынке, и конкуренты ее обогнали.
Что делать? Найти причины. Пересмотреть бизнес-модель, проанализировать схожие бизнесы, разобраться, в какие “дыры” утекает бюджет.
Цинизм сотрудников
На практике это значит — нежелание выполнять более амбициозные задачи, уверенность в том, что “и так сойдет”. Команда хочет заниматься только тем, что умеет, саботирует новые амбициозные задачи. Сотрудники начинают занимать очень вредную экспертную позицию — каждый считает себя законченным профессионалом. Казалось бы, что тут плохого? Дело в том, что позиция “я уже все умею” ставит рамки и ограничения, за пределы которых человеку трудно выйти. Он не будет смотреть по сторонам, не будет генерировать свежие идеи. А когда команда не развивается — жди кризиса.
Что делать? В них нужно плавно вливать новую кровь, не давать расслабляться. Поднимать сотрудников снизу, чтобы они мотивировали команду, а также брать талантливых людей извне.
Топ-менеджмент теряет контроль
План раз за разом не выполняется, в показателях появляются провалы, которые носят системный характер. А главное, руководитель не может объяснить их причину и постоянно ссылается на внешние факторы: контрагентов, ситуацию на рынке, других сотрудников. Он перестает видеть причинно-следственную связь между своими действиями, выручкой и рентабельностью.
Что делать? Помочь менеджеру вернуть себе локус контроля — проанализировать ошибки и составить рабочий план восстановления показателей. Это должна быть конкретная гипотеза с измеримыми результатами, которые можно будет проверить через месяц, два, год. Стоит назначить регулярные встречи, на которых вы будете “сверять часы”.
Недовольство потребителей
Самое опасное — когда постоянные , лояльные покупатели перестают покупать ваш товар или продлевать пользование услугой. Еще опаснее — когда они при этом по-прежнему довольны вашим продуктом, просто он им перестал быть нужен. Пример: клиент постоянно ходил в супермаркет, его устраивали цены и ассортимент, но в какой-то момент понял, что удобнее пользоваться службой доставки. Если это явление начинает носить массовый характер, для вашего бизнеса наступает очень глубокий кризис — устаревание самой его модели и идеи.
Что делать? Посмотреть на конкурентов, имея в виду, что они могут быть самыми неочевидными. Например, если у вас бизнес-школа, вашим истинным конкурентом могут быть….онлайн-кинотеатры. Потому что и то, и другое работает в сфере впечатлений. Проанализируйте, что другие схожие бизнесы делают лучше вас — и, возможно, придется полностью переизобрести свою роль.
Для того, чтобы не окунуться в кризис с головой или быстро из него выйти, самое главное — перестать искать ответы внутри компании и оглядеться по сторонам. Поговорить со стейкхолдерами, независимыми экспертами, узнать, что происходит у конкурентов. И только потом налаживать внутренние процессы.