Сегодня вокруг глэмпинга как в России, так и в мире царит настоящий ажиотаж. Модное в туризме течение приобрело особую актуальность в период пандемии – в условиях, когда границы оказались закрытыми. Но и до этого мировой рынок гламурного кемпинга развивался крайне интенсивно. О том, что собой представляет российский рынок глэмпинг-отелей и каковы его перспективы, рассказывает Таймазов Вячеслав, эксперт производителя геокупольных конструкций Fullerdome.

В Европе и США популярность глэмпинга обусловлена, в первую очередь, давно сложившимися традициями в туризме. Кемпинг, дома на колесах являются неотъемлемой частью отдыха в странах Запада. В наши дни к этому добавляется мода на экотуризм.

В России глэмпинг-туризм также развивается динамично. Конечно, пока российскому рынку по показателям емкости далеко до европейского и американского, но в перспективе он может очень даже мощно вырасти.

Стабильный рост

Рынок глэмпинг-отелей в России растет постепенно и планомерно. К концу 2021 года в нашей стране работали более 230 глэмпингов. По оценке экспертов, их количество в текущем году достигнет 277.

Если в 2017 году, когда глэмпинги в РФ только начали появляться, их география была достаточно узкая – Москва, Подмосковье, Питер и его окрестности, то сегодня этот тренд подхватили и регионы. Такие отели появляются в Краснодарском крае, Татарстане, Алтайском Крае, на Северном Кавказе и даже в Арктике.

В период пандемии российские власти в рамках поддержки внутреннего туризма одним из ключевых направлений развития отрасли выбрали глэмпинг. Федеральное агентство по туризму в 2019 году даже объявила гранты в целях стимуляции бизнеса в этой нише. А в 2022-м государство на гранты на развитие сельского туризма выделило 300 млн. рублей.

Что по чем

Важнейшим фактором развития глэмпинга является относительно небольшой объем инвестиций, которые необходимы для строительства гостиничного фонда. Вложения в мини-отель такого рода могут составлять от 5-8 млн. рублей. При этом, глэмпинги появляются там, где, к примеру, запрещено капитальное строительство привычных гостиниц.

При хорошем бизнес-плане глэмпинг может окупить себя за 2,5-3 года. Бывали случаи, когда и за полгода. Успешность проекта определяется изначальным объемом инвестиций и хорошо продуманной концепцией.

К примеру, сегодня большую популярность приобретают глэмпинги из геокуполов. Такие шатры удобны в эксплуатации и могут использоваться круглогодично благодаря специальным покрытиям и системе бесперебойного отопления. Геокуполы очень нравятся отдыхающим необычным видом и возможностью любоваться природой круглосуточно благодаря прозрачным покрытиям этих конструкций.

Дополнительные расходы

Не следует забывать, что глэмпинг предполагает отдых с комфортом. Для того, чтобы привлечь гостей, придется потратиться. В номерах необходима вся необходимая мебель, электричество, интернет.

Также стоит подумать над тем, как развлечь отдыхающих. К примеру, если глэмпинг-отель расположен на берегу реки, то понадобятся моторные лодки или катер. А они стоят денег и немалых.

Кроме того, глэмпинг не может работать без обслуживающего персонала. Это управляющие, администраторы, повара, уборщицы, а также те, кто отвечает за техническую часть и вывоз мусора. В глэмпингах повышенного комфорта трудятся банщики, массажисты, дежурят медработники.

Так, в регионах средняя зарплата администратора составляет примерно 40 тысяч рублей. Горничная получает до 20 тысяч рублей. Остальные сотрудники глэмпинга тоже за свои услуги запросят не меньшие суммы.

Несмотря на эти расходы глэмпинг остается одной из самых прибыльных ниш в сфере туризма. А все вышеперечисленные издержки быстро окупаются.

Красноречивые цифры

Глэмпинг становится одним из главных факторов развития туризма в регионах России.

К примеру, на Урале в 2021 году открылось 30 глэмпингов. По оценкам экспертов, каждый мини-отель за этот период посетили примерно три тысячи человек.

В 2022 году в Татарстане планируется построить около 15 новых глэмпингов. Таким образом, их число вырастет до 29. Как сообщается, в 2021 году глэмпинги в этой республике посетили около 20 тысяч человек. В текущем году власти Татарстана намерены пополнить местный бюджет за счет глэмпинга на 600 млн. рублей.

В прошлом году туристический поток в Дагестан вырос почти в два раза. Как отмечается, здесь также появляются первые глэмпинги. При этом, большим спросом пользуются палаточные гостиницы в горных районах.

О перспективах

Как отмечают многие эксперты, глэмпингу очень «повезло» с пандемией. После того, как откроются границы, ниша может и «просесть». Особенно в России, где многие жители мегаполисов летом стремятся не в деревню с палаткой, а в Турцию, Грецию и Египет.

Несмотря на это, рынку глэмпинга в России пророчат хорошие перспективы. Это связано не только с быстрой окупаемостью и простотой формата, но и многосторонней поддержкой государства.