Современное общество сейчас делает акцент на том, что люди, работающие на себя успешны, предпринимательскую деятельность романтизируют, противопоставляя ее работе по найму. Такой подход не совсем верен. Мария Потапова, исполнительный директор Академии Аристотель, советует всем начинающим предпринимателям серьезно обдумать, стоит ли вставать на этот путь.

Есть два вида предпринимательства и у каждого свои трудности.

Первый — это работа экспертом или самозанятым. Подразумевается, что человек сам выполняет обслуживание своего бизнеса и сам оказывает услугу или создает продукт. Несложно догадаться, что времени и сил нужно будет затратить гораздо больше, чем при работе по найму, ведь предприниматель выполняет функции целого предприятия. Хоть люди и думают, что самозанятый может устроить себе выходной в любой день, на самом деле это не так. На первоначальных этапах требуется полная вовлеченность и работа 24/7. Иначе начинающий предприниматель может  потерять клиентов или прибыль.

Второй — это предприниматель-работодатель. Многие забывают, что открытие своего дела — это риск. В инфополе часто озвучиваются огромные суммы, которые на самом деле являются общим оборотом, а не чистой прибылью. Также есть риск нестабильного получения денег: в одном месяце может получиться заработать, а уже в следующем может и нет.  Все эти “подводные камни” встречаются и на пути предпринимателя-работодателя. Такая деятельность осложняется еще и тем, что добавляется ответственность перед сотрудниками.

Бесспорно, открытие собственного бизнеса — это серьезный опыт, но нужно четко просчитать все риски и затраты, понимать, что на первых этапах может не быть стабильной прибыли.  Важно помнить, что магического рецепта успешного бизнеса не существует.

Для меня определяющим событием было то, что, проработав по найму около года, я поняла, что обладаю стратегическим видением развития компании или бренда, которое иногда сложно принять руководству. Также, для меня был очень важен гибкий график. Ещё 5-7 лет назад эта практика не была распространена в таких масштабах, как сейчас, поэтому хочу предостеречь от ухода в предпринимательство тех, кому важен только этот критерий.

Когда я поняла, что хочу работать на себя, меня поддержали друзья и близкие. Но я не считаю это важным аспектом. Если у человека разработан четкий план, просчитаны риски, то его скорее всего не остановит мнение родственников на этот счет. Если неодобрение близких является преградой, то начинающему предпринимателю будет очень сложно решать бизнес-вопросы.  

Мне как состоявшемуся предпринимателю сейчас важно находиться в бизнес-сообществе, участвовать в международных специализированных выставках. В нашей стране опыт женского предпринимательства чуть менее освещен, поэтому я ориентируюсь на рынки других стран.   

Себе начинающей я бы посоветовала слушать себя. Оглядываясь назад, я понимаю, что знала, куда пойдет тренд, но сомневалась в себе. Старалась заручиться поддержкой лидирующих мнений, но часто не получала ее. Это заставляло меня тормозить с тактическими и бизнес-решениями. Считаю, что анализ рынка и собственный бизнес-опыт могут подсказать больше, чем сторонние мнения.  

Для меня важно вести бизнес максимально экологично, особенно если мы говорим про социальный бизнес, поскольку мы занимаемся образованием. Что бы не говорили учебники бизнес-литературы, деньги — не главная цель, но это тоже достаточно важный аспект. Нужен баланс между ценностью тем, зачем предприниматель вообще занялся этим, и прибылью.