Экологичность – новый глобальный тренд и ориентир для прогрессивного человечества. Ответственное потребление и “зеленые практики” сегодня обязательны и для отдельных людей, и для бизнесов, которые хотят идти в ногу со временем. Сооснователь сервиса курьерской доставки Broniboy, Иван Труфанов рассуждает, можно ли примирить эффективность с экологичностью.

Тема транспорта тут на первой линии, Грета Тунберг не даст соврать. Меньше выхлопов, меньше траффик – под этим девизом на наши улицы (особенно, конечно, это заметно в мегаполисах) активно, если не сказать агрессивно, вкатились электросамокаты, теснящие привычных горожанам велосипедистов. 

По крайней мере, в шеринговых сервисах они вырвались вперед еще до бума этого лета. И одним из главных драйверов прорывного спроса на электросамокаты стали курьерские службы.

В чем тут дело: в моде, удобстве или реальной озабоченности экологическими проблемами? Чему на самом деле, с точки зрения использования сервисов по доставке, электросамокат служит альтернативой – действительно “грязному” автотранспорту или все тем же безобидным для природы велосипедам?

Сейчас в транспортном “парке” Broniboy доминируют велосипеды – их предпочитает больше половины наших курьеров. Остальная доля делится на автомобили, скутеры и электросамокаты – они действительно резко нарастили котировки, скакнул за последний год с нуля до 8% от общего объема, параллельно с ростом сервисов проката.

Кстати, с темой транспорта и экологии тоже не все так просто – та же Грета Тунберг с этим столкнулась, выхватив хейта за свою яхту с солнечными батареями, при создании которых, как оказалось, в атмосферу прилетает немало парникового газа (кремниевые пластины, знаете ли, не из воздуха появляются). 

Электросамокаты, хотя и сократили за два года выбросы углерода на 6000 метрических тонн, но вот к литий-ионным аккумуляторам, самым распространённым в личном электротранспорте, у экологов есть большие вопросы. 

По словам Костаревой Натальи, специалиста по социальным медиа ККОО СООС «Чистая среда» в Краснодаре, еще недавно промышленность плохо знала, что делать с литиевыми аккумуляторами. Из-за этого закрепилась информация об их неэкологичности. Однако сейчас аккумуляторов много. Уже разработаны технологии их переработки и налажен прием в переработку.

Не будем забывать, что кроме природной экологии есть еще, скажем так, социальная. И тут, если смотреть по новостям, электросамокаты как раз бьют рекорды токсичности: наезды, аварии, травмы и вообще конфликты и с пешеходами и с автомобилистами – постоянная рубрика в СМИ. Главными антигероями тут чаще всего выступают как раз курьеры (хотя бы потому, что они, в своих ярких форменных накидках, привлекают больше всего внимания). А негатив от “ломящихся по головам” доставщиков автоматически перекидывается на компании.

Скорее всего, вольница для электросамокатчиков скоро будет свернута на законодательном уровне. Сохранят ли они свою привлекательность для доставки при ограниченной до 15-20 км/ч скорости? Велосипед дает такую же мобильность, и уступая в маневренности, имеет заметный перевес в проходимости. Даже в летнее время курьер-самокатчик в городе ограничен требовательностью своего транспорта к качеству дорожного покрытия, вынуждающего его периодически превращаться в пешехода. А теплый и сухой сезон у нас в стране длится совсем не так долго, как хотелось бы. 

Наконец, давайте взглянем на ситуацию со стороны клиента. Он, возможно, и так уже потратил силы, рассчитав калорийность своего заказа, и коэффициент экологичности доставки ему вряд ли добавит аппетита. Особенно, если он живет вне близкого радиуса. Когда в любое время года без оглядки на погоду доставка точно в срок и быстрее конкурентов остается безусловным требованием, не становится ли соблюдение “зеленых” стандартов утопией и избыточной роскошью? 

Так существует ли способ примирить два “э”, которые диктуют бизнесу свои установки – эффективность с экологичностью?

Практика Broniboy подтверждает: да, гармония здесь достижима и опирается она на основную метрику эффективности логистики – количество заказов, которые курьер может выполнить за 1 час. Наращивание этого показателя достигается через решение двух задач: с одной стороны уменьшать пробег курьера на пути в ресторан без заказа, с другой – стараться объединять попутные заказы без потери в времени доставки. И здесь максимальную эффективность в условиях современного города показывают “двухколесные” курьеры. Те семь минут, которые велосипеды, скутеры и самокаты экономят на каждой парковке, суммируются в итоге в осязаемое бизнес-преимущество.