Максим Хышов, основатель и главный врач стоматологической клиники Refformat, рассказывает о текущей ситуации в отрасли и делится, почему санкции — возможности не только для бизнеса, но и положительные изменения для всех нас.

Последние изменения, безусловно, затронули многие отрасли: прекращение поставок и рост цен, уход международных компаний с рынка, изменения в потребительском поведении сделали будущее российских компаний неопределенным. Стоматологический бизнес не стал исключением. Далее — о последствиях, с которыми мы сталкиваемся. 

Основная проблема — логистика

Медицинское оборудование и материалы не включены в список санкционных. Соответственно, де-юре завозить их можно. Основная проблема, которую решают все наши поставщики, — это логистические цепочки. Все те материалы, которые ранее завозились через Европу, больше не могут завозиться в Россию, все ищут другие способы. Некоторые компании заявили, что уходят из России. Это касается и материалов, и оборудования, и даже лекарств. Но в целом критической ситуации пока не наблюдается.

Повторюсь, главный вопрос, который волнует всех, — это логистика: будут ли поставки вовремя и будут ли вообще. Чтобы решить проблему, крупные игроки и клиники, как мы, — лидеры отрасли —  закупили на несколько месяцев вперед те материалы, с которыми привыкли работать. Действительно, 90 процентов из них — материалы из Европы, без которых ранее лечение пациентов на высоком уровне не представлялось возможным.  Сейчас все меняется.

Решение — другие рынки

Наш путь — это изучение других рынков. Например, Южная Корея является поставщиком и производителем очень достойных, не уступающих европейским по качеству материалов. В стране в целом очень развита медицина. Южная Корея активно была представлена на российском рынке, мы закупали часть материалов у них. Сейчас мы можем практически полностью перейти на корейские материалы без потери качества.

Параллельно изучаем рынок Китая, который является огромным с точки зрения и оборудования, и материалов. Ранее китайская продукция приходила в Россию по остаточному принципу, было принято считать, что на китайских материалах работают только клиники эконом сегмента. Однако в июне собираемся с коллегами в Китай, чтобы посмотреть возможности премиум-рынка. Я уверен, что мы найдем новые пути.

Рост цен: в чем причины?

Конечно, поставщики взвинтили цены. В первую очередь это было связано с курсовой разницей. Сейчас курс примерно опустился до значений, которые были до 24 февраля. Однако основное подорожание было связано с дефицитом и удорожанием логистики: последняя дает дополнительные 30-50 процентов без курсовой разницы. Поэтому и клиники были вынуждены поднять свой прайс-лист.

На мой взгляд, многие клиники повысили цены из – за желания увеличить рентабельность и поучаствовать в хайпе. Мы подняли их всего лишь на 10-15 процентов, чтобы сохранить рентабельность бизнеса, которая составляет 22-25 процентов. Таким образом компенсировали ту разницу, которую теряем на увеличении стоимости материалов.

О спросе. Прогнозы.

Что касается спроса, то мы понимаем, что лучше не будет. Скорее всего только хуже: последствия текущей ситуации мы, думаю, почувствуем в начале осени. В целом прогноз неутешительный, ведь люди не становятся богаче. Мы работаем в сегменте средний плюс, а именно этот сегмент пострадал больше всего. Люди будут экономить и станут более требовательными в выборе —  конкуренция вырастет. Она и так была очень высокой, но будет только выше. Если раньше можно было прийти в свою клинику, либо сходить в другую по совету друга, лишь бы побыстрее решить свой вопрос, то сейчас клиенты будут думать, где найти вариант подешевле, не теряя в качестве. Наверное, за этих клиентов и будет бороться весь рынок частной медицины в сегменте средний плюс.

Другая сторона медали: спрос на наши услуги, скорее всего, будет востребован всегда. Даже в тяжелой сложившейся ситуации люди продолжают решают проблемы, связанные со здоровьем, и думают о себе.

Прошлые ценности не актуальны

Refformat всегда считал своими конкурентами не другие стоматологические клиники, а импортные автомобили, бренды одежды, направления путешествий, технику. Сейчас этих вещей больше нет. Люди начинают задумываться, во что вкладываться, когда старое больше не актуально: принимают решение —  в то, что действительно важно. Мы уже убедились в этом в пандемию, когда люди активно пошли лечиться.

Понятно, что пока это вынужденная мера, но я надеюсь, что у людей изменятся приоритеты. Ты и твоё здоровье — вот, что важно.