Максим Белухин, сооснователь бизнес-школы executive-коучинга PRESENTPERFECT, — о том, как не упустить момент и понять, что бизнес нужно продавать. 

За 25 лет опыта работы в бизнесе и для бизнеса я убедился, что каждому предпринимателю тяжело прощаться со своим детищем. Это логично — ведь в него вкладывают силы, время и душу. Но порой наступает момент, когда нужно понять: либо сейчас ты прощаешься с одним проектом, но в будущем тебя ждут другие, либо упорствуешь до конца, а затем надолго (или даже навсегда!) теряешь возможность реализовываться в бизнесе.

Решение о продаже своего любимого дела — сложное, но вовсе не означает конец и поражение. Ведь вы открываете себе новые перспективы для развития.

Главное — вовремя осознать, что уже совсем скоро конкретно этот бизнес не будет приносить вам ни дохода, ни удовольствия. Он не дает вам крылья, а камнем тянет на дно. Как понять, что момент для расставания настал?

Нет новых смыслов

Предположим, вы запустили проект, реализовав свою гениальную идею. Она выстреливает, дела идут отлично, бизнес себя оправдывает и окупается. Но проходит время, и вы понимаете, что дальнейшего развития нет — вы застряли. Новые идеи больше не приходят, а бизнес стоит на месте, пусть даже приносит прибыль. Это тревожный звоночек. Задача каждого предпринимателя — видеть, что происходит на рынке, замечать тенденции, подстраиваться под изменения. И находить новые решения, которые помогли бы вам конкурировать с другими. Если ваша бизнес-модель бесперебойно работала на протяжении нескольких лет, но вы ни разу ее не меняли, это путь к падению доходов и к краху.  Бизнес, который не видоизменяется, не может быть вечно прибыльным. Ему просто не удастся соперничать с другими компаниями, которые следуют за трендами. Вы либо придумываете новое, либо уходите с рынка. 

Низкие доходы

Бывает, что даже вкладывая в свое дело неимоверное количество сил, ожидаемого результата вы не получаете. Нужно понимать, правильную ли бизнес-модель вы выбрали. Например, вы решили опробовать столь популярную до недавних пор юнит-экономику, но оказалось, что она вам попросту не подходит. Даже при росте выручки — прибыли нет. Но бизнес всегда должен быть экономически эффективен. Он не имеет права долгое время терпеть убытки, все материальные потери вы изначально закладываете в свою бизнес-модель. Когда-то любой бизнес должен выйти на точку безубыточности, если этого не происходит, то это либо пирамида, либо благотворительность. А по моему мнению, заниматься благотворительностью предпринимателю нужно другими способами. 

По сути, запуская стартап, вы становитесь исследователем, который тестирует свою гипотезу. Предприниматель должен обладать критическим мышлением, а также четким пониманием того, какого результата он в итоге хочет добиться. Это всегда эксперимент: вы формулируете конкретную цель, к которой хотите прийти, думаете, сколько вы готовы в нее вложить. И самое главное — определяете, где и когда вы остановитесь в случае неудачи. До последнего тянуть и надеяться нельзя. Это как игра в казино: когда вы договариваетесь с собой, что выйдете из зала, проиграв определенную сумму. 

Проблемы с управлением

У меня был знакомый предприниматель, который открыл очень успешную компанию. Через несколько лет пришло время назвать имя преемника, но он с этим тянул. Потом, серьезно заболев, бизнесмен наконец вспомнил о своих детях. Однако когда он все-таки  выздоровел, то решил снова встать у руля, отложив передачу бизнеса. Почему это произошло? Все просто: он думал, что бессмертный, раз уж победил болезнь, а когда умрет, то заберет бизнес с собой. Подсознательно ему казалось, что он создал что-то гениальное, и отдавать свое детище нельзя: мол, никто не сможет управлять этим бизнесом лучше, чем он. Делу это только повредило. 

Какой вывод можно сделать из этой истории? Порой собственник, который не только создал компанию, но и управляет ей, может стать настоящим вредителем. На начальных этапах он придумал некую модель, подходящую для своего времени, однако в дальнейшем тенденции изменились, а модель осталась прежней. Зачастую собственник не желает ничего менять, замыкает управление на себе одном, не видя, что старая схема больше не приносит нужных результатов, ведь она не смогла адаптироваться под новые тренды. Рост бизнеса базово сопровождается процессом реструктуризации. И собственник должен нанять того, кто будет этим заниматься, более того — довериться своему преемнику. Если вы не способны найти себе замену и объективно видите, что уже не можете управлять бизнесом — продавайте его.  

А что потом?

После продажи бизнеса самое главное — не опускать руки, не падать в эмоциональную яму, а составить дальнейший план действий. Возможно, сразу придумать новый бизнес. Главная задача —  не уйти в неконтролируемую свободу. Вы неминуемо почувствуете, что груз ответственности свалился с ваших плеч и теперь можно предаваться бездействию. Это ни к чему хорошему не приведет. Должно быть дело, которое требует вашего присутствия, вашей самодисциплины. Например, вы можете раз в неделю отсматривать стартапы, готовиться к встречам.

И еще одно простое правило: займитесь собой. Форма определяет содержание. Пройдитесь по врачам (вы наверняка это долго откладывали), найдите себе спорт по душе. Чем в лучшей физической и эмоциональной форме вы будете, тем быстрее придут новые гениальные идеи. 

Фото обложки Robert Linder [Unsplash]