Мы начинаем серию публикаций об ошибках в бизнесе и полезном опыте, который был получен с их помощью. Героем первой статьи стала Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group.
Ошибка №1. Рассчитывай силы заранее
На позиции директора по маркетингу моей задачей было обеспечивать максимальный возврат вложений в продвижение. Чтобы повысить узнаваемость бренда, обеспечить нетворкинг владельцев бизнеса в нужных кругах, я приняла решение участвовать в очень крупной и серьезной конференции. Мы долго готовились, вложили значительные средства, но не получили той отдачи, на которую я рассчитывала из-за разного рода форс-мажоров: основной наш докладчик не приехал, модератор плохо себя почувствовал и отказался вести круглый стол и т.д. Несмотря на то, что у нас был запасные варианты развития событий, их просто не хватило.
Для себя я сделала следующий вывод из ситуации: имей несколько вариантов в запасе и правильно оценивай масштаб планируемого.
Ошибка №2. Не уверен — не масштабируй
Будучи уже не в найме, а в бизнесе, я осознала, как важно не просто просчитывать все и иметь несколько запасных вариантов, но и вовремя притормозить, если не справляешься с ростом. У нас был небольшой семейный бизнес — несколько розничных магазинов текстиля. Мы начали очень быстро расти: открыли первый магазин, второй, третий и т.д. Полностью погрузившись в интенсивный рост и открытие новых точек, мы не успели отстроить все бизнес-процессы внутри, не просчитали динамику по показателям, поэтому запоздало оценили, что часть магазинов перестали быть прибыльными и перетягивали на себя ресурсы из других точек. Последующий анализ показал, что снижение темпов открытия позволило бы заработать намного больше.
Мой главный вывод из этой ситуации: стоит иногда немного замедлиться, чтобы оглянуться и понять, достигаешь ли той цели, к которой шел. Стоит помнить, что просто количественный рост не всегда дает нужную результативность и эффективность.
Ошибка №3. Не написано пером — вырубишь топором
Все договоренности должны фиксироваться и в бизнесе, и в найме, и в любых других договорных отношениях. Эту простую истину многие забывают и потом пожинают проблемы устных договоренностей. Пожалуй, для меня это один из первых уроков, которые я усвоила, только начав работать.
Если у вас все записано, то работать намного проще, особенно в случае возникновения спорных моментов. Читайте договоры и прочие документы, которые подписываете, думайте, как правильно зафиксировать то, о чем договорились, не стесняйтесь переспрашивать, проверяйте предоставленную документацию. Не раз приходилось наблюдать, когда из-за отсутствия письменных договоренностей разрушался весь бизнес: партнеры не могли поделить бизнес или сферы влияния, арендатора, вложившего средства в снятые площади, выселяли из-за того, что эти площади не были правильно оформлены, и т.д.