По данным опросов, 8 из 10 работодателей не хотели бы видеть среди своих подчиненных скромных и застенчивых сотрудников. Но на самом деле, у них есть большой потенциал. Елена Колдаева, коуч, СЕО компаний Лачпрофит и Нерудгрупп, объясняет, как обратить застенчивость во благо  — в том числе для руководителей.

Елена Колдаева, коуч, СЕО компаний Лачпрофит и Нерудгрупп

Я как предприниматель и руководитель всегда считала, что застенчивость мешает в продвижении по карьерной лестнице. И никогда не стала бы назначать скромного человека на какую-то лидерскую позицию или давать ему ответственность за сложный проект. Потому что знаю, как именно застенчивость может помешать выполнению задач. Такие люди нередко пропускают важные звонки, потому что боятся быть навязчивыми или не хотят контактировать с незнакомцами. Они редко проявляются в коллективе и стараются не высказывать свое мнение на переговорах, даже на внутренних обсуждениях. При этом застенчивые люди, безусловно, бывают очень умными и талантливыми — одно никак не противоречит другому. Они прекрасные исполнители, профессионалы. 

С такими сотрудниками работодатель всегда оказывается в сложной моральной ситуации. Они выгодны, потому что очень редко просят повышения зарплаты или премиальных. Им сложно даже просто заговорить об этом. И многие руководители, к сожалению, этим злоупотребляют: пользуются застенчивыми сотрудниками и выжимают их по полной, не двигая по карьерной лестнице, просто как исполнителей. Нередко в командах, где руководитель достаточно самоуверенный и может себя презентовать, за ним стоят такие серые кардиналы, которые выполняют вот монотонную рутинную работу. Это, конечно, неэффективно — для компании всегда полезнее, чтобы каждая талантливая единица проявляла себя по максимуму. 

Вот как можно помочь застенчивому сотруднику раскрыться: эти советы пригодятся руководителю или HR. 

1. Разберитесь в причинах

Не все застенчивые люди застенчивы в одних и тех же ситуациях. Выясните, что триггерит конкретного сотрудника: возможно, ему трудно выступать на публике, или знакомиться с новыми людьми, или вести переговоры. Каждая из этих ситуаций может стать зоной роста: например, перспективного менеджера, который боится публичных выступлений, можно отправить на корпоративные курсы ораторского искусства.

2. Честно говорите об ожиданиях

Например, вместо того, чтобы внутренне раздражаться на подчиненного, который молчит на всех совещаниях, устройте открытое обсуждение с командой. Скажите, что вам важно мнение каждого, и вы хотите его слышать, даже если оно идет вразрез с вашим. 

3. Ищите сильные стороны

Да, человек может не любить публичные выступления, но у него точно есть другие таланты. Исследования показывают, что многие скромные люди очень творческие, вдумчивые и обязательные. Обсудите со своим застенчивым сотрудником, как именно он мог бы проявить себя, какие задачи внутри компании кажутся ему интересными.

4. Стройте отношения

Скромные сотрудники обычно хорошо раскрываются в общении один на один. Хорошая идея — регулярно проводить с ними персональные встречи или коучинговые сессии. Это сделает работу более эффективной.

5. Используйте цифровые инструменты

Многие застенчивые люди предпочитают общаться в переписке и делают это ничуть не хуже, чем вербально. Убедитесь, что в вашей компании есть для этого все необходимое — корпоративные чаты и группы, облачные системы, где можно оставлять комментарии.

6. Соблюдайте границы

Не настаивайте на том, чтобы ваш подчиненный принимал участие во всех внеофисных активностях. Если он не хочет пить пиво всей командой по пятницам, заставлять его точно не нужно. Но имеет смысл спросить, какой тимбилдинг был бы ему по душе — возможно, он предложит настольные игры, литературный клуб или еще что-то новое и интересное для всех.