В преддверии запуска Банком России проекта «Деньги для дела» — серии онлайн-лекций для молодых предпринимателей о самых эффективных способах создания и развития своего бизнеса – Юрий Божор, начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности (на правах управления) Банка России, поделился с BS советами, как правильно выстроить работу с краудфандингом.
1. Выберите наиболее правильный для вашего проекта тип краудинвестинга
Краудинвестинг может осуществляться в различных формах:
— Долговое финансирование, продажа долей или акций. Роль площадки в привлечении средств может заключаться либо исключительно в информационных услугах, с заключением договора непосредственно между кредитором и заемщиком, либо площадка принимает на себя некоторые обязательства по оценке заемщика.
— Привлечение средств через площадку с технологией «потокового финансирования». Способ предполагает, что площадка собирает с одной стороны пул предприятий – заемщиков и с другой стороны – группу инвесторов. Средства каждого инвестора равномерно распределяются между всеми заемщиками из инвестиционного пула.
— Сбор средств через площадку c нефинансовым вознаграждением. Способ можно рассматривать в качестве предзаказа, когда вначале бизнес-проект получает средства от инвесторов, а взамен предоставляет инвесторам продукт или услугу.
2. Найдите самую подходящую площадку для сбора
Для этого вы должны тщательно оценить предполагаемую площадку, убедиться в наличии у них успешно реализованных проектов, отсутствии негативной информации на рынке и в интернете, провести анализ всех заключаемых с площадкой договоров, по возможности получить отзывы участников рынка, уже привлекавших финансирование через конкретную площадку.
3. Составьте финансовый план
Рассчитайте затраты на производство, логистику, продвижение и прибавить + 23% (5% краудфандинговой платформе, до 5% — комиссия платёжным системам, 13% — налоги).
3. Распланируйте маркетинговую поддержку своего продукта
Не игнорируйте маркетинговые инструменты – именно они создают первый импульс, зарождающий интерес у потенциального потребителя и/или инвестора. Составьте нетривиальный продающий текст, организуйте фотосессию продукта, снимите яркий ролик – все это поможет увеличить спрос.
4. Оцените перспективы проекта
На сбор необходимой суммы в среднем тратится 30 дней. Если в первую неделю проект собрал 25% , то вероятнее всего он «выстрелит».
5. Не забудьте рассчитаться по налогам
Средства, перечисляемые автору по итогам проекта, считаются доходом и предполагают выплату соответствующих налогов.
— Физическое лицо
При получении дохода гражданин Российской Федерации обязан платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Он составляет 13%. Обратите внимание, что 13% взимаются исходя из полной суммы, отраженной в проекте после его завершения.
— Индивидуальный предприниматель / Юридические лицо
Средства, перечисляемые по итогам проекта на счет ИП или юридического лица, также считаются доходом. В связи с этим отчисления должны быть учтены и выплачены согласно системе налогообложения, утвержденной в организации или выбранной ИП.
— Некоммерческая организация
Средства, перечисляемые со стороны инвесторов в адрес НКО, могут быть как пожертвованиями, так и иными поступлениями. В любом случае, налогообложение проводится в соответствии с системой учета и особенностями конкретной некоммерческой организации.
Подробнее о краудфандинге и других актуальных методах привлечения инвестиций в стартап можно будет узнать, приняв участие в мероприятии «Деньги для дела».
Напомним, что 23-24 ноября Банк России проведет бесплатный онлайн-марафон «Деньги для дела» для молодых бизнесменов по всей России. За два дня все участники марафона узнают о самых перспективных методах привлечения денег для запуска бизнеса и инструментах его развития. Программа позволит разобрать теоретические аспекты на примере реальных кейсов российских предпринимателей.
По итогам мероприятия слушателям будут предоставлены бонусные программы от партнеров проекта, таких как Битрикс, Контур. Эльба, Финолог и др.