Детей часто сравнивают с бизнес-проектами. Правда, обычно это работает в обратную сторону: процесс запуска и реализации проекта сравнивают с рождением и воспитанием ребенка. Екатерина Наумова, основатель «ЕКТА Менеджмент», сооснователь «ЕкаРус», советник руководителя УК технопарка «Успенский», автор телеграм-канала «Технопарки Москвы», рассказывает, почему она мыслит наоборот, и всегда своих детей воспринимает как проекты.

Я уверена, что именно такой подход позволил мне стать многодетной матерью и остаться успешной в своей деятельности, а также спокойно планировать новые проекты. 

Сколько себя помню, я всегда хотела большую семью, пятеро детей как минимум. Сейчас в бизнес-среде это не очень модно – все заняты работой, саморазвитием, и эту часть жизни упускать мне тоже не хотелось. Я возглавляю две компании, сама веду дела ключевых клиентов, консультирую представителей бизнеса, пишу научные статьи, постоянно учусь, веду телеграм-канал о технопарках Москвы, активно занимаюсь вопросами развития технопарков. 

Детей у меня всего трое, на пятерых пока не хватило здоровья. Первая дочь родилась очень рано, мне было 17 лет. Несмотря на юный возраст, я отнеслась к этому событию с полной ответственностью. Обложилась книгами о рождении и воспитании детей, спланировала программу развития для дочери – экспериментировала с образовательными методиками из книг. Оглядываясь на своих знакомых, понимаю, что многие и в более сознательном возрасте ничего подобного не делают. Спустя годы я вижу, что все сделала правильно, даже горжусь 17-летней собой. Сейчас моя дочь – молодая девушка, мы с ней вместе играем в баскетбол, можем танцевать на дискотеке. Если честно, это очень классное ощущение. Вторая дочь и младший сын у меня появились уже в более взрослом возрасте. Но мой подход не изменился. 

Итак, какие правила проектного менеджмента помогают мне быть мамой. Самое главное: рождение ребенка, как и запуск проекта, не начинается ни с того ни с сего. Идею нужно выносить, продумать свою готовность к этому мероприятию, определить свои сильные и слабые стороны и понять, каким ресурсом и с помощью каких инструментов ты можешь заместить то, чего тебе не хватает для воспитания полноценной личности. Дальше по пунктам, как в теории проектного менеджмента. 

1. Срок проекта чётко ограничен 

Срок моего проекта – 18 лет, в течение этого времени я принимаю на себя обязательство обеспечить детей той базой, на которую они будут опираться по достижении совершеннолетия. Для меня и моих детей максимально очевидно, что после 18 лет все мои вложения исключаются, дальше они будут сами ориентироваться – как распоряжаться той базой, что я им дала. 

В течение этих 18 лет я – менеджер проекта, ответственный за всё, что с ним происходит, я несу ответственность за успешность проекта, за своевременный тайминг, команду, целеполагание, за результат. То, что проект ограничен во времени, что у него есть понятный срок, когда настанет пора подводить итоги, делает возможным реальное достижение целей. 

2. В проекте установлены понятные и достижимые цели

Каждый из нас рождается не просто так, а для какой-то цели. Конечно, более четкая цель определяется по мере взросления, получения знаний, в процессе ты сам выбираешь по какому пути идти. Во многом на это влияет среда. Но есть основная цель моего родительства – воспитание людей, которые могут быть полезными, будут заинтересованы в развитии общества. Для меня полезные люди – это учителя, тренеры, врачи, инженеры – основные профессии, которые во-первых всегда востребованы, а во вторых напрямую влияют на качество жизни людей, на формирование среды. 

Поставив перед собой цель воспитания «полезных» людей, я сформировала и план действий: для меня важно в течение 18 лет донести до своих детей ценность профессий, важность развития общества. Понимание, что они несут ответственность не только за себя и свою жизнь, но и за следующие поколения, за наше общее будущее. Это идея, с которой живу я, и которую доношу своим детям.  

3. Определены стейкхолдеры проекта, четко разграничены их права и полномочия

Подумайте обо всех, кто так или иначе будет в близкой коммуникации с ребенком. Чего от них ждать? Насколько сильным будет влияние? Попробуйте договориться с бабушками и другими родственниками, какова их роль, и проговорить общие правила и цели. Есть более дальние родственники, которые переживают за вас и так или иначе будут вмешиваться в воспитание? Нет никакого смысла это игнорировать и уповать на случай, лучше заранее продумать форматы коммуникаций и договориться еще «на берегу». 

4. Просчитаны ресурсы, необходимые для реализации проекта

Как и в бизнес-проектах, планирование – это ключевой этап, на котором можно объективно просчитать сроки, необходимые ресурсы, таймлайн, задачи. В реальном проекте на этом этапе создается огромное количество проектной документации, которая используется в дальнейшем. Разумеется, в случае с проектом «ребенок» это не требуется. Но просчитать основные ресурсы – весьма полезное мероприятие: основное и дополнительное образование на каждом из этапов, хобби, общение, книги, досуг – все это формирует среду, и, разумеется, стоит денег.

Чтобы прикинуть необходимые ресурсы, ответьте на несколько вопросов. Какие затраты нужны будут на первом году жизни? А в дальнейшем? Хватит ли на достойное воспитание ребенка вашей зарплаты или других источников финансирования? А если не хватит, то что вы будете делать – найдете подработку, будете кредитоваться, займете у родителей? Как будут расти затраты с возрастом, и как вы будете с этим работать?

Зачем это нужно. Даже примерный расчет стоимости достойного воспитания и развития каждого ребенка дал мне понять, что необходимо также пересмотреть и собственный план развития, искать возможности увеличения дохода. Хорошо, когда это не становится внезапным сюрпризом, а есть время подготовиться: вырасти в профессии, пройти курсы, которые повышают вашу стоимость на рынке, и т.д. 

5. В проекте предусмотрены основные риски 

А что если ребенок будет болезненным? Если у него будет жуткий характер, он не будет ладить со сверстниками? Если я потеряю доход, что будет тогда? У нас не принято думать на такие темы – мол, смотреть в будущее надо с оптимизмом. Но я предпочитаю всё же другую пословицу: надейся на лучшее, готовься к худшему. Моя старшая дочь – трудный ребенок. Но я никогда не была в ней разочарована, ведь я всегда знала: просто дети бывают такими. Я знала о таком риске, планировала его, и сделала всё что смогла, чтобы не допустить негативного развития событий. Сейчас мы с дочерью успешно прошли этот период, я с большим удовольствием смотрю на результат своих трудов, искренне горжусь ее успехами. Радуюсь, что она берет с меня пример и становится похожей на меня. 

Вместо заключения

Конечно, эти правила могут звучать для кого-то излишне цинично. Но я уверена, что только благодаря такому осознанному подходу мы можем воспитать сильных, полезных для общества людей, которые будут уверенно смотреть в будущее. Как бы цинично ни звучало сравнение проекта «ребенок» с бизнес-проектом, что в одном, что в другом случае необходимо вдохновение и безусловная любовь к тому, что делаешь. Как ни одна полноценная бизнес-идея не может быть реализована в общественной практике без любви и «горящих глаз», без веры в свой замысел, так и ребенка невозможно воспитать, если не горишь идеей вырастить классного человека. Этот фактор, пожалуй, является основополагающим, и точно –  неотъемлемой частью проекта «ребенок».