Наверняка многие хотя бы раз в жизни задумывались о том, чтобы уйти с наемной работы и открыть свое дело. Но лишь некоторые действительно решились на это. Франчайзи сети салонов депиляции SAHAR&VOSK Аделя Жигалова рассказывает, как прошла путь от доставщика обедов до руководителя 5 студий красоты, к чему должен быть готов начинающий предприниматель и какие компетенции стоит прокачивать настоящему лидеру.
Научитесь добиваться целей и много работать
Еще со школы я была очень энергичным и увлеченным ребенком и при этом всегда и во всем старалась быть первой: учиться на «отлично», преуспевать в игре на скрипке, потом бежать на занятия по вокалу или танцам. Каждый день был расписан по минутам, но это меня не пугало, скорее, наоборот, мне нравилось достигать результатов. Я привыкла трудиться и доводить любое начатое дело до конца. При этом я росла в небогатой семье и понимала, что рассчитывать можно только на себя. Поэтому после школы сначала пошла работать и только через год поступила в университет, когда смогла самостоятельно оплачивать обучение на экономическом факультете. Главный мой совет – научитесь добиваться целей и будьте готовы много работать.
Никто не продаст твой товар лучше, чем ты сам
Первоначальные навыки в сфере маркетинга и продаж я получила в 17 лет, устроившись доставщиком обедов. Нужно было самой находить клиентов, предлагать наши продукты. Много общалась и объездила все организации в городе. Тогда поняла, что никто не продаст твой товар или услугу лучше, чем ты сам, научилась стрессоустойчивости и налаживанию контактов даже с самыми суровыми клиентами. Затем проработала пару лет ритейле, была продавцом в магазине одежды, и получив повышение до старшего, окончательно убедилась, что продажи – это мое. Умение продавать – неотъемлемый навык для начинающего предпринимателя.
Повышать квалификацию и постоянно совершенствоваться
Успешно пройдя собеседование на позицию начальника отдела в крупный спортивный магазин, через год стала директором. Мне был 21 год. Приходилось завоевывать авторитет среди старших коллег. Но дисциплина и стремление добиваться лучших результатов выводили мою команду на первое место в рейтинге среди всего отделения. Новая административная позиция заставляла постоянно развиваться и учиться чему-то новому. Спустя еще некоторое время я возглавила отделение: в моем подчинении оказалось 5 магазинов в трех городах и более 100 сотрудников. Параллельно мой супруг продвигался по карьерной лестнице в смежной сфере. За годы постоянной работы из обычных продавцов мы выросли в хороших управленцев, к тому же скопили приличную сумму денег. Тогда и созрела мысль, куда двигаться дальше.
Сделать правильный выбор
Хотя средств, чтобы открыть свое дело хватало, мы понимали, что опыта в предпринимательстве у нас недостаточно и единственным верным решением станет выбор отлаженной бизнес-модели. В этом смысле франшиза помогает сориентироваться на старте: ты получаешь набор готовых инструментов, инструкцию по их применению и грамотное сопровождение. Таким грамотным наставником стала Альбина Назарова, основательница сети салонов SAHAR&VOSK, с которой нас свел случай. После общения с ней все сомнения ушли, появилось четкое понимание, в каком направлении развиваться. Купив франшизу SAHAR&VOSK, мы открыли свою первую студию депиляции. При этом супруг еще работал в найме, а я, находясь в декретном отпуске, начала активно заниматься бизнесом. Через пару месяцев в соседнем помещении через стенку мы открыли студию ногтевого сервиса, также по франшизе. Для нас это был комфортный вариант, опираясь на внятный бизнес-план по организации своего дела, помощь и поддержку франчайзера, мы постепенно развивались. И уже через год могли позволить себе запустить еще два проекта – SAHAR&VOSK и Slim Lab (студия коррекции фигуры), но уже в другом городе, где у нас был знакомый управленец. Сейчас я руковожу пятью бьюти-студиями.
Пробуйте все на себе
Всю жизнь я проработала в продажах и маркетинге, понимаю, как это работает, чего нельзя сказать о бьюти-индустрии. Поэтому прежде, чем нанимать мастеров, мне было важно самой научиться шугарингу и ваксингу, вникнуть, как должны качественно оказываться услуги и какие требования предъявлять к будущим мастерам. Конечно, это определенные сложности, но в моем случае было необходимо. Поэтому помоги себе сам: если ситуация того требует, пробуйте на себе и не бойтесь учиться чему-то с нуля.
Не опускайте руки при первых трудностях
Только со стороны может показаться, что все не так сложно: скопил деньги, выбрал нишу, нашел помещение и работаешь как часы. Но, во-первых, не стоит рассчитывать на быструю прибыль, нужно запастись терпением и быть готовым, что вложенное окупится не сразу – через полгода или даже год. Во-вторых, первое время дело потребует 100%-ной вовлеченности во все процессы (подбор кадров, контроль работы, закупку необходимых материалов, оборудование помещения), а иногда даже круглосуточного нахождения на рабочем месте. Многие перегорают уже на первых месяцах, поэтому третье, что могу посоветовать: не опускать руки при первых трудностях и отработать все инструменты, которые тебе дали франчайзеры. Не нужно снимать с себя ответственность, думая, что все идет наперекосяк, потому что продукт не доработан или франшиза плохая. В этой ситуации спросите себя: А все ли я сделал для того, чтобы у меня было все хорошо? Все гипотезы проверил? Все источники заявок отработал? Прежде чем делать выводы, надо сильно постараться. Успех не приходит к тому, кто делает спустя рукава. Придется реально много работать.