О том, как устроено бизнес-искусство рассказывает Анастасия По, арт-директор художественной галереи современного искусства Dordor Gallery.

В наше время у искусства как у формы бизнеса могут существовать несколько вариаций. Первая — это работа с произведениями искусств, вторая форма заключается в работе с самими художниками. Первый вариант относительно понятен: это инвестиции в арт-объекты, покупка и перепродажа картин. Вторая форма взаимодействия с искусством в качестве бизнеса имеет больше вариантов развития, алгоритмы действий позволяют искать различные пути сотрудничества и тем самым способствуют получению лучшего результата.

Ситуация на рынке

Мировой арт-рынок многогранен. На продаже искусства, что в наше время, что веком назад, известные коллекционеры и инвесторы зарабатывали внушительные суммы денег. Самый распространенный способ приобретения картины: принять участие в торгах на аукционе. Зачастую, работы, как и классических старых мастеров, так и современных молодых художников становятся очень выгодными финансовыми активами. Если совершить обдуманную покупку, то порою можно значительно увеличить свой доход. Необходимо обращать внимание на эпоху, стиль, имя и значимость художника в данный период времени.

Если говорить сугубо о российском арт-рынке, то он находится только на стадии формирования и развития. По сравнению с западными и американскими странами, процент российских инвесторов, которые вкладывают свои сбережения в искусство, значительно ниже, так как алгоритм заработка многим до конца не понятен. Вложения в искусство — всегда долгосрочные инвестиции. Например, в США работа молодого неизвестного художника может уйти с молотка за десять тысяч долларов. Американский инвестор вполне обоснованно рассчитывает на рост цены за эту работу.

Динамика роста стоимости на произведение зависит от планов самого художника, кураторов и галериста, работающих с его объектами искусств. Например, если известно, что художник имеет договоренности о персональных выставках или он участвует в крупных проектах, то цена за его работу несомненно вырастет: вопрос времени. Так, порою, приобретая картину за буквально копейки, через несколько лет можно прогнозировать ее рост в цене в несколько десятков раз.

В России же в наше время нет стабильности в сфере искусства как в бизнесе. Проблематика заключается в том, что необходимо формировать рынок искусства с обеих сторон: как со стороны коллекционера, так и со стороны арт-сообщества.

Приобретение произведений искусства и вложения инвестиций в работы художников автоматически провоцируют формирование огромной индустрии, относящейся непосредственно к созданию продукта. Художники получают спрос, создается мощная рабочая среда и условия. Когда рынок находится в таком процессе формирования, где спрос выше предложение — среда является вполне благоприятной для различных стартапов.

Успешные и не успешные проекты

Несформировавшийся арт-рынок — это рынок без готовых и проверенных рабочих моделей. В таких обстоятельствах ошибки и провалы неизбежны. Зачастую стартапы заходят в арт бизнес без должного анализа ситуации, к примеру многие галереи, открывшись, не имеют как четкой целевой аудитории, так и понимания рынка в целом, часто такие проекты остаются незамеченными и довольно быстро закрываются.

Удачным принципом работы является работа со смешанной моделью: если стабильная продажа арт-объектов в рамках рынка невозможна, то следует искать дополнительные варианты прибыли и именно здесь стоит рассмотреть второй вариант работы с арт-рынком, то есть необходимо активно сотрудничать с самими художниками, привлекать профессиональных кураторов.

По такому принципу работает галерея Dordor Gallery в Москве. Так, Dordor Gallery смогла объединить в единый организм непосредственно само выставочное пространство и мастерские для художников. Алгоритм работы в таком случае заключается в том, что художник монетизируется за счет проекта, к примеру на площадке проводятся аукционы, таким образом художник, будучи резидентом галереи, имеет возможность участвовать в этих событиях и, тем самым, получает возможность окупать аренду мастерской, а также, что очень важно, параллельно быть частью всех процессов, частью единого микро сообщества. Аренда самих мастерских художниками, в свою очередь, позволят галерее окупать общую аренду. Таким образом, рынок формирует сам себя изнутри, там самым вызывая внешний интерес.

Кроме всего прочего, в условиях несформировавшегося рынка следует искать дополнительные инвестиции и использовать для этого сторонние рынки, к примеру на западе ситуация значительно стабильнее и интерес к российскому искусству довольно высок, поэтому, экспортируя и продавая там российское искусство, арт-рынок получает стимуляцию, художники зарабатывают, мотивируются работать качественно, быстрее и лучше, коллекционер же видит, что рынок живой и благоприятен для инвестиций