Социальное предпринимательство — это деятельность, в которой успешность проектов определяется далеко не только прибыльностью и деньгами. Кроме того, что это должен быть работающий, рентабельный бизнес, одна из главных его целей — сделать жизнь легче и лучше, особенно для тех, кто не защищен, не имеет поддержки, имеет особенности здоровья, у кого семейные сложности и кто ежедневно борется за свое благополучие. Немало предпринимателей задумывались о том, чтобы их дело приносило пользу, но может ли быть оно еще и финансово выгодным и с какими сложностями предстоит столкнуться, рассказывает президент Фонда “Моя Страна” Илья Хальфин.
Сделать мир лучше
Социальные предприятия, так же как и коммерческие, получают доход от продажи товаров или услуг. Но основное отличие заключается в наличии более глубокой миссии и деятельности, которая направлена на решение каких-либо социальных, культурных, экологических проблем. Зарабатываемые бизнесом деньги в этом случае лишь средство для достижения цели, например, для улучшения ситуации с бедностью, загрязнением окружающей среды в стране, для достижения равенства, возможности трудоустройства людей с ментальными или физическими особенностями, доступности образования, проведения окультурных и спортивных мероприятий. Такие компании могут заниматься утилизацией пластика для создания новых продуктов, помогать бороться с бездомностью, разрабатывать технологии для доступности образования или медицинского обслуживания.
А как у других?
Одна из основных проблем для социальных предпринимателей в России — это недостаток доступных источников финансирования. Банки и инвесторы часто не готовы рисковать и вкладываться в социальные проекты из-за их нестандартности и неопределенности в плане дохода. У нас, к сожалению, не хватает знаний из практики других стран и вовлечения в международную деятельность. Сотрудничество с ведущими мировыми фондами необходимо для того, чтобы перенимать опыт, формировать лояльность, а также для поиска новых партнерств.
Хорошим примером может стать опыт индийской социальной предпринимательницы Сумиты Гхош, которая организовала предприятие RangSutra. Это компания по производству изделий ручной работы, принадлежащая более чем 2000 ремесленникам, которые живут и работают в деревнях и небольших городках по всей Индии. Их основная миссия — быть мостом между сельскими индийскими ремесленниками и мировым рынком. RangSutra обучает своих сотрудников (особенно женщин-ремесленниц) дизайну продукции и другим необходимым навыкам, чтобы они могли достойно зарабатывать на жизнь и преуспевали как предприниматели.
Помимо этого, в России недостаточно развиты образовательные программы, поддержка и менторство для социальных предпринимателей, а также отсутствует обширная и успешная практика ведения такого бизнеса. Социальное предпринимательство все еще не получило широкого общественного признания и понимания. Поэтому бизнес-сообщество относится к этому явлению с долей недоверия, часто считая, что в этом много популизма для получения особых преференций.
Инвесторы — главная поддержка социальных предпринимателей
Импакт-экономика стремится вовлечь бизнес в решение социальных и экологических проблем. Именно инвесторы помогают развивать импакт-экономику: если они заинтересованы в социальном эффекте, то они будут вкладываться в проекты и следить за тем, чтобы они давали результат.
Нам не надо менять поезд, на котором мы едем, но надо сменить подвижной состав, найти хорошего машиниста и сделать вагоны комфортнее.
Сейчас как никогда важна поддержка предпринимателей, нацеленных на создание социального эффекта и устойчивой бизнес-модели. Это позволит показать более высокий возврат на социальные инвестиции. Поэтому наш фонд совместно с Евразийским инвестиционным агентством поддерживает проекты, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью и развитием международных отношений с дружественными странами. Также мы поддерживаем проекты, направленные на международную благотворительность и расширяем границы понятия социального предпринимательства.
Новое видение
Социальное предпринимательство в новом формате — это тот бизнес, который участвует в проектах развития страны. Когда компании делают отчисления в благотворительные фонды, а также оказывают адресную помощь самостоятельно. Именно такие организации мы считаем социально ориентированными. В поддержку этого Фонд совместно с ЕИА разрабатывает проект, куда предприниматели смогут присылать информацию о бизнесе, достижениях и социальном вкладе. Для того, чтобы в дальнейшем оказывать этим компаниям сопровождение, продвижение и развитие.