Директор по развитию и коммуникациям сервиса Tvil.ru Оксана Шустикова рассказывает, как в компании пришли к модели home office и на что обращают внимание при поиске удаленных специалистов. 

В российском сервисе бронирования жилья для отдыха Tvil.ru работает около 80 сотрудников и 30 из них — удаленные сотрудники. В Tvil.ru не сразу пришли к удаленной форме работы. Изначально это была вынужденная мера: больше для безопасности компании и перестраховки от массового ухода команды. Сейчас это эффективная модель взаимодействия с отделами, которая внедряется повсеместно.

Почему в компании перешли к модели home office

«Три года назад в московском офисе у нас был отдел разработки, состоящий из десяти человек, — рассказывает Оксана. — Было сложно набрать сильную команду разработчиков в Москве: то уровень заработной платы, то опыт специалистов не совпадали с нашими ожиданиями». Решением проблемы стал наем сильных руководителей, которые выращивали «своих» из перспективных, но имеющих маленький опыт работы. «Нам это обходилось дешевле, но как оказалось было разрушительно для компании», — добавляет Оксана. Происходит обычная московская история: руководители понимают свою важность в бизнес-процессах, их аппетиты растут, а выращенную команду просто уводят в другие компании, где больше платят. 

Такая же история произошла и в московском офисе сервиса бронирования жилья для отдыха Tvil.ru. «После развала команды разработки в Москве, мы приняли кардинальные решения и открыли офис в Краснодаре, там взяли руководителя разработки с большим опытом работы с удаленщиками», — комментирует Оксана Шустикова. В Краснодаре планировалось набирать разработчиков в офис, но, как оказалось, не все сотрудники готовы переезжать из своих городов на Юг России. Так, постепенно в Tvil.ru пришли к home office. 

С 2017 года в Tvil.ru работают удаленно с тестировщиками, продакт-менеджерами, аналитиками, копирайтерами, системным администратором и региональными представителями по работе с отелями. 

«Иногда кажется, что коллеги в офисах работают для какой-то тусовки. Нам интересно с ними видиться, а hr-специалистам вокруг этого выстраивать корпоративную культуру, но это все не про бизнес-цели. И эта вся тусовка, сплетни, козни мешают глобальным процессам. Но пока это классическая модель, и мы от нее полностью не уходим» — Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям Tvil.ru.   

Как в Tvil.ru ищут удаленных специалистов

«В первую очередь кандидату мы говорим, что ему придется работать с нами восемь часов каждый день, и акцентируем внимание на том, чтобы он не вел никаких других проектов параллельно», — делится опытом управления удаленными сотрудниками Оксана Шустикова. Для этого в компании задают уточняющие вопросы: сколько проектов сейчас ведет специалист и что будет с ними, если его кандидатура будет одобрена. 

Также компании очень важна мотивация удаленного специалиста в развитии. «Мы ищем кандидатов со стремлением получать новые знания и двигаться с командой вперед», — говорит Оксана. Ключевые вопросы на собеседовании – от чего вы получаете удовольствие в своей специальности и почему вам интересно развиваться в данном направлении. В компании Tvil.ru очень хорошо показывает интерес к вакансии и вообще к работе выполнение тестового задания. Оно показывает также подход кандидата в работе (системный или хаотичный) и уровень профессиональных знаний. Для того, чтобы проверить логику мышления и устойчивость при получении неожиданной задачи, в Tvil.ru кандидатам предлагают решить логические задачи. 

Не маловажным фактором в приеме на удаленную работу является продуктивность кандидата – то, за какое время он получил знания и какой объем работы выполнял на прошлых местах работы. 

Как сделать удаленную работу эффективной

Вся работа удаленных специалистов, включая разработчиков сайта Tvil.ru, отслеживается в Битрикс-24 и Jira. В данных программах можно наблюдать за потраченным временем, текущим процессом и этапами выполнения задачи. «С помощью Битрикса-24 нам удается поддерживать взаимодействие отделов между собой, находить узкие места и в дальнейшем оптимизировать рабочие процессы», — уточняет Оксана Шустикова. 

В офисах Tvil.ru несколько раз в неделю устраиваются общие собрания отделов, а каждый день ведется обсуждение в тематических чатах возникших вопросов. Сотрудники, работающие home office, общаются с коллегами при помощи чатов, имейл-переписки и видео-звонков, чтобы поддерживать командный настрой и вместе достигать желаемых результатов. 

Основными преимуществами сотрудников home office в Tvil.ru считают то, они самостоятельно разбираются с задачей, больше концентрируются на ней, их не отвлекают посторонние шумы и события, которые происходят в кабинете. Но есть и обратная сторона удаленной работы. И прежде всего это отсутствие визуального контакта с коллегами (для этого в Tvil.ru регулярно устраивают видеоконференции), удаленный сотрудник больше уходит в себя, замыкается, ему не с кем поделиться своим настроением (над этим работают в компании).   

В основном, процессы в компании Tvil.ru строятся на амбициях достигнуть определенных показателей и узнать новое. Качество работы измеряется временем выполнения задачи и количеством переделывания задачи. В отделе разработки качество кода контролируется тимлидами, а также контролируется выполнение плана и процент возвратов задач после code review, тестирования и поставки на production.

«К сожалению, не можем похвастаться удачным опытом ведения удаленных специалистов в клиентском отделе, — разочарованно добавляет Оксана. — Лучше пока работают именно удаленные офисы, как это делают наши офисы в Краснодаре и Севастополе». В них работают местные жители, которые хорошо знакомы с психологией и нравами отельеров и владельцев жилья этих регионов и легко могут найти общий язык с ними».  

Интересный опыт работы Tvil.ru с копирайтерами. В компании упорно брали в офис копирайтеров, но почти все прорабатывали максимум три месяца. «В этом году у нас удаленно работает два копирайтера, один из которых с инвалидностью, — добавляет Оксана Шустикова. – Ребята радуют на 200% своей вдумчивостью и творческим подъемом». 

Имея трехлетний опыт ведения удаленных специалистов, в сервисе бронирования жилья Tvil.ru выявили, что через пять лет 80-100% команды перейдет на home office. Тем более, что бизнес-модель компании позволяет это сделать.