После развала СССР Михаил Колесников работал на бирже и продавал бензовозы в Пензе. В нулевые предприниматель открыл собственный завод «Пензаспецавтомаш» с производством комплектующих для автотехники. Преодолев инфляцию и кризис, компания занялась производством АЗС под брендом Benza. Сегодня «Пензаспецавтомаш» работает с клиентами из России, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Армении, Белоруссии, Киргизии, принося годовой доход в 710 миллионов рублей.
Педагог на бирже 90-х
В 90-х я учился в Пензенском Пед.Университете. Перспективы стать учителем не вызывали восторга. В школе довелось поработать учителем только месяц, и то, после просьбы мамы. Тогда государственная работа для многих была гарантией чего-то надежного и постоянного. Родителей понимаю, но стать учителем не входило в мои планы.
В 91 году в родном городе открылась товарно-сырьевая биржа. Тогда они открывались в каждом городе, как символ новой экономики. Я прошел брокерские курсы и начал торговать. Россию ждала инфляция и большинство понимали, что после нового года деньги обесценятся. Поэтому вместе с друзьями по бирже на заработанные деньги мы решили купить видеомагнитофон, как надежное вложение. Не прогадали — цена в следующем году увеличилась в пять раз. Сейчас это покажется абсурдом, но в начале 90-х видеомагнитофон с телевизором можно было запросто обменять на квартиру.
Выручив деньги за видеомагнитофон, я со своими товарищами по бирже решили заняться продажей бензовозов. У нас в области был завод, который работает до сегодняшнего времени. На стоянках «пылились» тысячи бензовозов. После развала СССР предприятие не знало как их продавать и куда деть. Я предложил вложить все деньги в рекламу.
Смысл прост — после развала Советского Союза хозяйственные связи разрушились и предприятия не знали, где покупать технику.
Реклама сработала, и первый же покупатель забрал сразу два бензовоза. Следом повторили схему, но на этот раз дав рекламу покрупнее. Наряду с телевидением, газеты оставались главным источником информации в 90-е. Тираж «Комсомольской правды» был 22 миллионов экземпляров. Цены на подачу объявления стоили соответственно. Оставшихся после продажи бензовозов прибыли хватило всего на две строчки объявления в «Комсомолке». Тем не менее этого хватило, чтобы телефон разорвало от предложений. На следующий день после выхода газеты мы получали по 50 звонков. Офиса у нас не было — базировались у меня дома. Телефон звонил без остановки. Спасибо родителям за то, что отнеслись к этому с пониманием и всегда помогали. Было очень весело. В тот день я понял силу рекламы. Сейчас представить не могу, что бы произошло, запустив колонку или объявление побольше.
Бизнес по интуиции
Параллельно продолжая учебу в вузе, я занимался продажей бензовозов. Стоит ли говорить, что доходы для студента — фантастические. В лучший месяц мы продавали по 80 автомобилей, которые разъезжались по всему бывшему СССР! Казалось, что деньги текут рекой бесконечным потоком. Мы без зазрения совести тратили их на себя. Конечно, это была ошибка, но никто из нас в то время не смог сказать «ребята, одумайтесь! Вкладывайте в дело». В 90-е предприниматели занимались интуитивным бизнесом — создавали компании по интуиции. Не было ни курсов, ни факультетов, ни опытных старших товарищей — приходилось пробовать самому и сразу на практике.
Время все поставило на свои места. Тысячи бензовозов, стоявшие за чертой города, распродались. Деньги нужно было срочно во что-то вкладывать, но проблема — весь товар с “прилавков” закончился, а инфляция продолжала ставить рекорды. Чтобы остаться в бизнесе, я пробовал себя в разных направлениях. Пожалуй, работал в каждой отрасли — от создания ломбардов, до продажи продуктов питания. В 98-м наступил кризис и все деньги исчезли.
Сегодня я бы посоветовал молодому себе не распыляться. Если нашли то, что получается лучше всего — двигайтесь в этом направлении. Не нужно охватывать разные направления, пытаться переходить в другие отрасли. Двигайтесь не вширь, а вперед, постепенно развивая ваш бизнес.
В этот же год я уже решил продавать не только бензовозы, но и комплектующие. Пришлось начинать все с нуля. Однако в отрасли конкуренция была еще низкая — многие предприятия все так же не знали, где покупать. Не повторяя старых ошибок, получаемую прибыль я инвестировал в бизнес. Меня никогда не покидало желание стать больше, развиться — выйти на международный рынок. Это стимулирует предпринимателя. Развивая бизнес, я видел, что конкуренция в торговле усиливается очень быстро и необходимо идти дальше, переходить на новую ступень. Тогда решил постепенно идти в производство.
В 2003 году я выкупил небольшой производственный цех в Пензе и расширил команду до 10 человек. Накапливая ресурсы, мы продолжали продавать бензовозы и запчасти, исследуя, какой товар пользуется большим спросом. Интуитивно, без учебников и теории, мне пришла идея начать производство с изделия, пользующегося максимальным спросом. В один день мы получили крупный заказ и вместо покупки товара у поставщика, изготовили его сами. Так, мы поняли, что готовы предлагать собственную продукцию на рынке. Конечно, было не без ошибок. Некоторые новые изделия, которые мы запускали не сверяясь с потребностями рынка, лежали на складах годами. Однако крупных провалов за следующие 20 лет удалось избежать.
Я часто спорю с коллегами по бизнесу о том, когда было сложнее — сейчас или в 90-е. Считаю, что в современном цифровом мире создать собственное стало ненамного сложнее а, возможно, и проще. Несмотря на то, что свободных ниш, как может показаться, становится меньше, постоянно открываются новые и быстро закрываются старые. Имея хорошую идею, можно заинтересовать партнеров, привлечь финансирование и вывести проект на высокий уровень за короткий промежуток времени. К тому же сегодня есть где, и у кого учиться.
Выход в цифровую эру
Создавая бизнес, я не ставил себе территориальных рамок. Рано или поздно предпринимателю должна приходить идея выхода на мировой рынок. Однако как это сделать я не понимал до 2006 года. Тогда один из сотрудников показал мне компактную АЗС-колонку из Италии. Мобильная малютка заменяла большого топливораздаточного брата. Затем я увидел аналоги из США и загорелся идеей создать свою версию, взяв лучшее от нескольких моделей. Нашли поставщиков комплектующих из Италии и США и создали бренд Benza. Следом запустили производство мобильных топливозаправочных станций.
Спустя два года в мире разгорелся экономический кризис. Вопреки всеобщей панике, я знал, что делать. Хотя, не скрою, тоже волновался. Еще с 90-х вывел правило — если на рынке намечаются сложные времена — не думайте экономить, вкладывайте деньги в продвижение и рекламу. До этого мы одними из первых начали осваивать интернет- маркетинг. Изучали директ, развивали сайт, закупали трафик и рекламные баннеры в сети. Усилия оказались не напрасны. Уже через год после кризиса мы вышли на крупных заказчиков — «Газпром-нефть», «Лукойл», «Транснефть», «Алроса», «Роснефть» . С 2006 году компания изготавливала колонки, заправочные станции и развивала дилерскую сеть. Мы работали с предприятиями из всех направлений промышленности, сельскохозяйственной, лесной, угледобывающей отраслей. Не совру, если скажу, что кризис удалось пережить более чем благополучно.
Еще с первыми заказами крупных клиентов, я обращал внимание на изъяны в топливном бизнесе. Небольшие компании и крупные предприятия страдают от ряда проблем — кражи топлива, недовоз поставщиками, утечки. Я наблюдал, как специалисты измеряют объемы в цистернах линейками, записывают результаты в тетрадях. Мы поняли востребованность умных устройств, когда заказчики сами попросили нас автоматизировать процессы. Так, мы погрузились в область автоматизации топливообеспечения.
В 2015 году мы выиграли тендер на поставку 300 автоматизированных АЗС в Казахстан для компании MAN Oil. С того времени активно усиливаем это направление на предприятии. Мы убедились, что только автоматизированные системы могут без сбоев, болезней и прогулов целые сутки выполнять свои функции и эффективно повышать производительность на предприятиях. В дальнейшем будем продолжать развитие продуктов с этим пониманием. Сейчас в компании работают 180 человека, тогда как начиналось все с продажи двух бензовозов.
За 28 лет в бизнесе я понял, что важно быть быстрым. Если ты не успеваешь учиться, не следишь за тенденциями и не адаптируешься, то не сможешь надолго задержаться в плюсе.
Неважно, создаете вы компанию в регионе или столице. Важно быть амбициозным и при достижении определенного результата ставить себе новую цель. Стабильного положения не существует. Мы или растем, или деградируем — третьего не дано. Я это четко уяснил для себя еще в 90-е.