О текущем состоянии концертной индустрии в связи с пандемией и последствиях негативного информационного фона, сложившегося для этой сферы в последнее время, рассказывает Екатерина Андреева, управляющий партнер концертной «Компании КИТ».

Текущее состояние концертной индустрии 

Концертная индустрия, практически, не функционирует с начала пандемии. Разрешенная заполняемость зала до 50%, как правило, несет организаторам только убытки. А в связи с усилением ограничений и неопределенности, противоречивыми требованиями и жесткими методами проведения проверок концертных площадок в конце 2020 года, о которых мы знаем из СМИ и от коллег, возможность проведения мероприятий сведена к минимуму. 

Концертная «Компания КИТ» занимается выстраиванием гастролей, букингом артистов. Мы перенесли почти 90% кассовых афишных мероприятий, которые были поставлены вместе с региональными партнерами на период с середины марта до конца 2020 года. С начала пандемии мы усилили новые направления работы с артистами, продолжили сотрудничество с телевидением, расширили свой перечень услуг на рекламном и ивент-рынке, в том числе делаем онлайн-события. Пересборка бизнеса, практически, от нулевой базы позволила нам сконцентрироваться на стратегических задачах и обеспечить гибкость, необходимую для выживания в кризис. Тем не менее, даже такая активная диверсификация не позволяет компенсировать и половины прежнего портфеля проектов. А большинство наших партнеров-организаторов не могут переключиться на смежные виды деятельности и в этом объеме, так как оборотные средства заморожены в перенесенных концертах и истощены простоем с марта, а нужно еще заниматься переносами и коммуникацией со зрителями.  

Бизнес-процессы и рынок уже изменились, насколько это возможно в условиях заморозки деятельности. В индустрии появилась Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций «КТиБО». Тем не менее, настроения в нашей сфере тяжелые. Даже в оптимистичном сценарии сохранить бизнес смогут далеко не все участники рынка, что породит еще большие проблемы для индустрии из-за кризиса неплатежей. У нас уже есть контрагент, объявивший о своем возможном банкротстве, при этом у нас стоит совместный проект, перенесенный с текущего на следующий сезон. 

Последствия негативного информационного фона

Помимо внутренних проблем, решающее значение для индустрии имеет поведение зрителей. В конце 2020 года в СМИ громко освещалось несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований на концертах. Это бьет по индустрии дважды: во-первых, наказание понесли именно организаторы и площадки, а не нарушившие посетители, а во-вторых, складывается и транслируется на массовую аудиторию негативный образ шоу-бизнеса в целом. Даже сейчас, при некотором ослаблении ограничений, зрители настороженно относятся к посещению мероприятий. 

Ценность эмоций на живых концертах определяется только субъективной оценкой зрителя. И теперь к этому восприятию, которое и так не до конца осознается и формулируется, добавляется страх, часто иррациональный, и предвзятое отношение. Особенно это относится к старшим зрителям. Предварительные продажи билетов по ним минимальны.

Что касается молодежной аудитории, фан-зона и мероприятия без рассадки во многих регионах запрещены полностью. Даже там, где проведение концертов с танцполом возможно, или удалось заменить площадку на сидячую, зрители редко планируют покупку билетов заранее. Это также усугубляется риском переноса или отмены события. Чтобы стимулировать предварительные продажи, организаторам необходимо делать дополнительные акценты в рекламе.

Таким образом, если организаторы не будут управлять поведением зрителей на концертах, индустрия потеряет еще больше. 

О ценности эмоций зрителей на живых концертах: примеры из нашей практики

Поскольку ценность эмоций на мероприятиях субъективна, рассмотрим ее на примерах из нашей практики. 

Вадим Самойлов общается со зрителями после каждого концерта. Уделяет столько времени, сколько нужно человеку – иногда по несколько часов.

Аудитория Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» часто делает флешмобы в зале, например, в нашем туре выпускала надувные шары. После этого Диана Арбенина пригласила поклонников на сцену, чтобы вместе спеть любимую песню.

На концерте Веры Брежневой девушка из зала подпевала каждой песне. Вера Брежнева позвала ее на сцену, спела дуэтом и подарила кольцо. Сняла с руки и просто отдала. Зал неистово аплодировал несколько минут.

На концерте группы «Серебро» в Рязани артистки были тронуты историей поклонника, который полдня ехал на концерт: вначале в Москву из студенческого городка, потом в Рязань. Обратно планировал ехать утренней электричкой и, соответственно, ночевать на вокзале. А все для того, чтобы вручить шкатулку, которую создал сам. В шкатулке была композиция из камней, сделанная собственными руками, фотографии, стихи. Артистки долго общались с парнем, угостили ужином и под личный контроль организаторов поручили доставить его в Москву. 

Эти примеры говорят о том, что зрители приходят на концерты не просто за развлечением. Это и возможность разделить эмоции, и компенсация собственных переживаний, и общность с близкими по духу людьми. А также мотивация и культура. Сейчас потребность в поддержке и желание снять стресс чувствуются особенно. Возможности культуры в гармонизации человека и общества могли бы быть направлены на преодоление актуальных проблем.

По нашему мнению, для сохранения концертной индустрии в текущих условиях организаторам в своих коммуникациях с аудиторией нужно делать акцент на уникальном зрительском опыте, а также доносить принципиальную важность выполнения санитарно-эпидемиологических требований именно посетителями.