Антикризисный менеджмент включает масштабные организационные изменения. Управление изменениями — это направление в бизнесе, которое помогает проводить трансформацию компании с минимальными потерями. Какими качествами должен обладать эксперт в этой области? Каким может быть карьерный путь такого специалиста? Рассказывает Динара Гайнутдинова, управляющий партнер CAS Group, эксперт в области управления изменениями. 

Управление изменениями внедрено в крупных российских корпорациях, в числе которых Сбер, Газпромнефть, Росатом. Многотысячные структуры в период перемен сильно страдают из-за излишней бюрократии в бизнес-процессах, что приводит к затягиванию сроков проектов и, как следствие, финансовым потерям. 

Специалисты по управлению изменениями помогают выравнивать коммуникации между участниками бизнес-команд. Они также анализируют эффективность внутреннего взаимодействия в организации и дают рекомендации стейкхолдерам об изменениях, которые назрели в компании. Это делается для того, чтобы бизнес смог перестроиться под новые запросы рынка, появившиеся вследствие кризиса, с наименьшими потерями или новыми выгодами.

Специалист по управлению изменениями — это обычно отдельная позиция в компании или приглашенный внешний консультант, обладающий экспертизой в сфере международного управленческого консалтинга и/или российского бизнеса и имеющий кейсы. В его портфеле — знания в проектном менеджменте и психологии. 

Навыки менеджера по управлению изменениями

Коммуникативность, умение налаживать связи

Специалист оценивает готовность сотрудников к изменениям, и сопровождает их на всех этапах принятия новшеств, преодолевая сопротивление. Помогает топ-менеджерам распределить роли и ответственность в команде на этапе внедрения изменений. 

Навыки проектного управления 

Change-менеджер фасилитирует процесс реализации управляемых изменений. Есть конкретные точки проекта, когда нужно определить, что меняется и , организовать мероприятия, обучить сотрудников и оценить влияние изменений на всю экосистему организации.

Специалист определяет, какие шаги по управлению изменениями применимы на каждом конкретном этапе проекта в конкретной компании. Использует организационные рычаги для поддержки изменений.

Карьерное развитие

Как в общих чертах строится карьера специалиста по управлению изменениями в крупной корпорации? 

На начальном этапе, имея знания об устройстве и жизненных циклах организации, он выполняет поддерживающую роль для бизнес-функций. Его задача — выровнять коммуникации внутри команды и передать знания о методологиях по управлению изменениями руководителям и сотрудникам компании. 

Более опытный change-менеджер подключается к управлению проектами и может комплексно оценивать влияние изменений на организацию и сотрудников, фасилитировать процессы их внедрения, уведомляя об этом руководство и стейкхолдеров, управлять процессами коммуникации и обучения. 

На третьем этапе своей карьеры специалист подключается к управлению высокобюджетными программами проектов и даже может войти в состав совета директоров компании. 

Экономический кризис обострил необходимость наличия change-менеджеров в штате компаний. Сегодня они помогают бизнесу выстроить разорванные коммуникации и гибкий менеджмент, адаптироваться к изменениям и повысить устойчивость корпораций.

Если в штате компании еще нет таких сотрудников, то не обязательно искать на рынке — можно подготовить своих, повысив квалификацию проджект-менеджеров и HR-специалистов. А этом помогут сертифицированные тренеры с опытом международных и российских бизнес-проектов.