Правильное разграничение ролей основателя и CEO играет оказывает значительное влияние на успех компании и ее развитие в долгосрочной перспективе, считает Андрей Кипа, генеральный директор консалтинговой компании Талер Инвест. Напротив, когда полномочия CEO и основателя не разграничены, и последний неконтролируемо вмешивается в работу операционной системы бизнеса, негативные последствия не заставят себя ждать. Предельный негатив достигается тогда, когда основатель скатывается до роли «хозяина» – «здесь все мое, делайте так, как я хочу и немедленно», – это часто встречающийся феномен в российских компаниях, не слишком зрелых с точки зрения менеджмента.
Нет ничего «криминального» в совмещении ролей основателя и CEO. В подавляющем большинстве компаний так и бывает, и это абсолютно нормальная практика. Здесь нужно оговориться, что при совмещении роль CEO всегда превалирует, а границы рационального совмещения сугубо индивидуальны. Если вы, как собственник, находите свою реализацию в повседневном управлении компанией, если компания – это «дело всей вашей жизни» и рутина не тяготит вас, а наполняет энергией, то совмещение ролей основателя и CEO – это ваша история. С другой стороны, если вы – «серийный предприниматель» и хотите строить компанию, чтобы она послужила базисом для ваших последующих проектов, если вы находите самореализацию в творческом порыве генерации новых идей, а рутина вам претит, тогда знайте, что недалек тот момент, когда в вашей компании появится CEO, а вы сосредоточитесь на роли основателя.
Универсальных рецептов разграничения полномочий между основателем и CEO не существует, однако можно выделить некоторые основные принципы, определяющие границы между этим двумя ролями в зависимости от стадии жизненного цикла компании.
Нужно сразу оговориться, что теорий жизненного цикла существует великое множество, мы же сосредоточимся на самой простой: S-кривой выручки проекта:
- стартап (разработка продукта и выход на первые продажи);
- начальный рост (повышение продаж и выход на рентабельность);
- быстрый рост (завоевание лидерства на рынке и выход на высокую рентабельность);
- постоянный рост (доминирование в отрасли и сохранение оптимальной рентабельности).
На стадии стартапа и начинается совмещение ролей основателя и CEO, где вашей основной задачей является разработка продукта и выход на первые продажи, а ключевыми функциями вашей роли являются: исполнение и принятие решений.
На стадии начального роста, когда вы озабочены повышением продаж, время для разграничения ролей основателя и CEO еще не наступило, ведь компания борется за выживание. На этой стадии к ключевым функциям вашей роли добавляются: делегирование и определение направления, причем делегировать стоит именно исполнение – одну из ключевых функций вашей роли на предыдущей стадии. Именно в этот момент начинается подготовка к разделению ролей основателя и CEO.
На стадии быстрого роста и может быть осуществлено разграничение ролей основателя и CEO. И роль основателя в этом ключе предполагает исполнение следующих ключевых функций: создание команды, наставничество, планирование и распространения информации. CEO же сосредотачивается на исполнении, принятии решений и делегировании.
На стадии постоянного роста разграничение ролей основателя и CEO должно стать максимальным, чтобы не повторилась история Стива Джобса и Джона Скалли. Основатель на этой стадии уже должен находиться на периферии организации, сосредотачивая на себе следующие ключевые функции организационного развития:
- Катализация изменений;
- Совершенствование организационной структуры;
- Новаторство в сфере стратегии;
- Культурное лидерство.
- CEO принимает на себя функции обеспечения функционирования организации:
- Исполнение;
- Принятие решений;
- Делегирование;
- Определение направления;
- Создание команды;
- Наставничество;
- Планирование;
- Распространение информации.
Понимание того, какие вызовы предъявляются к компании на каждой стадии жизненного цикла и что они потребуют от основателя и CEO, позволит вам расти вместе с компанией достигая все новых целей. Каждая стадия жизненного цикла потребует взятия на себя новых ролей, определения целей и потребностей в развитии, усвоения новых идей и лучших практик. Все это поможет вам стать лидером, в котором ваша компания нуждается сейчас, и лидером нового уровня, который понадобится ей в будущем.