Эффективное управление командой требует от лидера умения устанавливать четкие цели, создавать атмосферу сотрудничества и доверия, а также развивать навыки и потенциал каждого члена команды. Николай Николенко, CTO и сооснователь IT-компании KODE, поделился своим подходом к управлению командой.

Самые важные факторы в управлении командой

Управление может варьироваться в зависимости от команды. На наших проектах у нас команда может состоять из специалистов, которые уже долгое время работают у нас и сделали вместе не один проект, а может быть и такое, что мы отвечаем и реализуем проект не только нашими специалистами, а с участием специалистов заказчика, а также внешних подрядчиков. И такую команду мы должны сфокусировать, замотивировать и вместе с ней прийти к результату. Для построения команды, отслеживания и развития ее мы используем модель Такмана. Она помогает понять, как управлять командой на разных этапах и различных конфигурациях.

Но независимо от этапа формирования важные для нас принципы в управлении команды это — доверие и уважение, предсказуемость и ответственность, следование ритуалам, постоянные изменения и работа над общими процессами, совместный рост и поддержка. Важную роль в этом играет неформальное общение вне работы.

Как ставить задачи, чтобы они выполнялись

Есть несколько важных пунктов:

  • цель,
  • контекст,
  • четкое понятие результата.

Мы верим, что для решения задачи человеку важно показать, почему эта задача важна, откуда она пришла и какого результата от него ожидают. Также принимаем в расчет особенности и интересы человека, и стараемся выбирать для него задачу так, чтобы исполнителю было комфортно ее сделать.

Постановка задачи зависит и от уровня специалиста: чем выше уровень, тем меньше требуется дополнительных деталей — человек способен их выяснить сам. И наоборот, чем ниже уровень специалиста, тем детальнее требуется описать задачу, а также пути ее достижения и ограничения, на которые стоит обратить внимание.

Мотивация для сотрудников

Мотивация — это один из самых сложных процессов в работе с людьми, который состоит из набора определенных действий. Мотивация человека строится из множества факторов: его жизненные цели, мотивирующие факторы, факторы демотивации. Наша задача — выяснить перечисленные составляющие, с чем неплохо помогают встречи 1-на-1.

Обладая необходимой информацией, можно соотнести рабочие задачи с целями человека, усилить мотивационные факторы в работе и избавиться от демотивирующих факторов. Здесь важен индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Бывают интересные задачи, которые человек сам очень хочет реализовать и его не нужно дополнительно мотивировать, а бывают задачи, которые он делал уже неоднократно и нового опыта они ему не принесут. В этом случае можно применить один из подходов и мотивировать его не выполнить саму задачу, а поставить ему другую цель: поработать над оптимальной реализацией задачи или прокачать навык делегирования, когда саму задачу должен будет выполнить другой человек.

Наши ценности в управлении

Прозрачность процессов, открытая и нетоксичная коммуникация, доверие и пространство для ошибок, своевременная эскалация, признание ошибок, конструктивная критика и обратная связь, нацеленность на результат. Отсутствие ненужного давления и авторитарного стиля управления.

Человек должен чувствовать свою ответственность, иметь самостоятельную возможность к реализации поставленных задач и при этом возможность обратиться за помощью или просто верификацией своего решения.