Сергей Белан, основатель и генеральный директор онлайн-платформы для развития внимания, памяти, мышления Викиум, рассказывает о своих ошибках и бизнесе и уроках, которые он извлек из них.

Я начинал совершенно новый для российского рынка EdTech проект – онлайн-платформа для развития когнитивных функций – без малейшего опыта ведения бизнеса в интернете и «подогретой» для приобретения таких услуг аудитории. Это было большой авантюрой с моей стороны. Конечно, без ошибок не обошлось, но во многом благодаря им Викиум на рынке уже 5 лет и успешно развивается.

Ошибка 1. Несовместимость по целям с партнерами

Первое, что чуть не «потопило» бизнес еще на стадии развития – это наша с партнерами несовместимость на уровне целей и энергии, которую мы несли в проект. Они хотели, чтобы Викиум был средством небольшого дополнительного заработка с минимальными вложениями в его развитие. Я же видел и вижу в Викиум большую историю. Разногласия стали расшатывать и тормозить бизнес. В итоге я выкупил доли партнеров и каждый из нас пошел своей дорогой.

И из этой ситуации сделал один важный вывод — с бизнес-партнером должна быть полная синхронизация и личные качества тут даже важнее. С этой позиции я и искал нового партнера. С Артемом Овечкиным мы нашли общий язык сразу и решение о сотрудничестве приняли на первой же встрече. За четыре года совместной работы мы вывели проект из стадии выживания в стадию роста, вложив душу, энергию и упорство в общее дело. Этим же принципом я руководствовался, когда искал инвесторов и формировал команду.

Ошибка 2. Несвоевременное масштабирование

Несвоевременное масштабирование бизнеса также может стать угрозой. Бизнес как дерево, которому нужна крепкая корневая система, чтобы успешно закрепиться на рынке и уверенно расти. Из-за того, что я видел полную картину возможностей масштабировать Викиум, стал уводить свой фокус внимания от онлайн-платформы и занялся новыми направлениями — B2B и «брейн-фитнес». Запуск этих направлений был преждевременным, мы не смогли быстро найти и оптимизировать точки роста. Да и бизнес тогда еще не был к этому готов. Нововведения только нанесли урон платформе Викиум и замедлели ее развитие. Поэтому мы приняли решение закрыть B2B и «брейн-фитнес». 

Вывод, который я сделал: нужно непредвзято смотреть на собственный бизнес, давать адекватную и объективную оценку текущим возможностям.

После привлечения $2 млн инвестиций в 2017 году эти направления мы вновь запустили и сейчас их успешно развиваем.

Ошибка 3. Неправильное финансовое планирование

Еще одно мое упущение – неправильное планирование и распределение финансов. Когда Викиум стал показывать положительную динамику роста, я резко увеличил расходы и расширил штат. В итоге, финансов стало недоставать на продвижение проекта.

Пришлось оптимизировать расходы: съехали в офис к партнеру, часть сотрудников перевели на удаленную работу. Экстренные меры помогли продержаться летний период и сконцентрироваться непосредственно на развитии онлайн-платформы: расширили продуктовую линейку, обновили дизайн и улучшили интерфейс. Что помогло выправить ситуацию и вывести Викиум в топ-2 веб-сервисов с когнитивными тренировками в мире с ежемесячной посещаемостью 5 000 000 человек.

Ошибка 4. Нестабильность в продажах

Бесконтрольность продаж для проекта, который живет только на свои средства, недопустима. Чтобы держаться на плаву важно хотя бы сохранять стабильные продажи, а в идеале  — увеличивать их. 

У меня не было разработано долгосрочной стратегии и мы действовали ситуативно.

Когда нет понимания, какая аудитория является целевой для бизнеса, какой канал приносит доход, тогда малейший сбой останавливает продажи.

Мы тогда не оценили сезонность и для компании наступил кризисный период. Оптимизация расходов нам помогла, но от ситуативного маркетинга я отказался. Сейчас мы живем по стратегии концентрированного роста с реализацией ежедневного плана, чтобы понимать общую динамику.  Такой подход результативен и обеспечивает компании финансовую стабильность. 

Ошибка 5. Не уделять должного внимания формированию команды

Успех бизнеса зависит не только от лидера, но и от команды. Поэтому важно сформировать основной состав, костяк, который будет мотивирован в первую очередь идеей проекта. Это позволит избежать текучки кадров в периоды кризиса. Во многом то, что ключевые члены команды до сих пор со мной, помогло в масштабировании Викиум.