Внеплановый осенний призыв резервистов быстро и бесповоротно повлиял на большую часть сегментов российского рынка. Бизнес не был к готов к такому развитию событий, адаптироваться смогли не все компании. И несмотря на то, что сегодня первая волна призыва завершилась, она внесла изменения в процессы, в том числе в фудтехе. Иван Труфанов, CEO сервиса доставки Broniboy, рассказал, как события в сентябре и октябре повлияли на рынок доставки и почему большинство решений могут оказаться долгосрочными.

Как первая волна призыва отразилась на фудтехе

В сентябре люди стали меньше думать о больших покупках, поэтому спрос на автомобили, недвижимость, бытовую технику сократился. Экономическая неопределенность также не мотивировала на приобретение новой квартиры.

Откладывались на потом не только большие покупки. Люди стали меньше тратить на рестораны, предпочитая готовить дома или заказывать еду. По некоторым данным, московские рестораны в октябре получили меньше заказов — в среднем на 17%. А если сравнить с аналогичным периодом в прошлом году, то доля заказов упала на 27%. Тогда как в общепите выручка снизилась на 18% год к году — об этом говорят данные Focus Technologies.

Сейчас рестораны испытывают трудности с заказами и посещаемостью, которые, возможно, не удастся решить в ближайшей перспективе, из-за того, что снижение уровня спроса окажется долгосрочным. Однако эта волна еще не затронула фудтех.

Мы не увидели существенной просадки объемов, хотя и предполагали падение. Тоже самое касается и поисковых запросов, которые остались на уровне аналогичного периода прошлого года. Мы также не заметили изменений по среднему чеку, частоте использования сервисов, распределению по заказам и т.д.

Люди пересматривают свое потребительское поведение, когда находятся в состоянии стресса. Они могут перестать ходить в рестораны и кафе, потому что это не приоритетная активность. Но люди не готовы отказываться от доставки, популярность услуги высока.

Как сервисы решали вопрос с курьерами

Большинство курьеров — это физически крепкие молодые люди без высшего образования, часть которых когда-то служила в армии. Во время призыва резервистов сервисы доставки сталкиваются с кадровыми проблемами, которые не всегда получается быстро решить. В результате увеличивается время доставки и снижается качество, так как оставшиеся курьеры работают на износ, а новые не успевают освоиться.

Причем масштаб проблемы в столице и в регионах разный. В Москве есть мигранты, которых не призовут — они могут пойти только добровольцами. В регионах доля граждан РФ среди курьеров значительно выше, а значит и вопрос стоит острее. В основном, это местные жители без отсрочки от призыва.

В сентябре-октябре курьеры часто перестраховывались — кто-то не хотел получить повестку на работе, поэтому редко посещал город, другие переставали выходить на доставку. Этот метод использовали в том числе и те, у кого уже была повестка. Сложно систематизировать процесс, когда сотрудники в первую очередь решают личные задачи.

Искать новых курьеров тоже непросто. Люди, которые откликаются на вакансии, реже доходят до собеседования. Мы часто сталкиваемся с тем, что при звонке кандидату по вакансии трубку берет девушка или кто-то из родственников соискателя, после чего к телефону подходит он сам.

Сервисы будут нанимать больше женщин и мужчин в возрасте от 45-50 лет, так как с поиском молодых мужчин опять могут возникнуть сложности. Например, чтобы привлекать больше девушек, мы адаптировали курьерский оффер — упрощенные смены, в которых нет тяжелых или длинных заказов.

А люди в возрасте от 45-50 лет либо не попадают под призыв, либо попадают в самую последнюю очередь. При этом представители старшего поколения более ответственно относятся к своим рабочим обязанностям. Вероятность того, что человек 45-50 лет неожиданно уйдет к конкурентам минимальна. Так что сервисам интересна эта возрастная группа.

Как новые рестораны подключаются к агрегаторам

Пока процесс подключения новых ресторанов встал на паузу. Заведения не открываются, потому что управленцы не понимают, что будет дальше. А кто-то вообще покинул страну и пытается управлять бизнесом на удаленке. Если оценивать ситуацию в целом, то дела у ресторанов идут не так хорошо, как в прошлом году — упала посещаемость и выручка, пришлось оптимизировать меню, чтобы не списывать много сырья, вырос риск потерять поваров и официантов, которым могут прислать повестку.

Но похожую картинку мы уже видели в феврале. Поэтому резкое падение спроса может быть временной историей. Когда наступает неопределенность, ресторанная сфера замораживается на две-три недели, иногда даже дольше, после чего все постепенно возвращается в норму.

Однако у тех ресторанов, кто не хочет ждать, есть прекрасная возможность выбить у агрегаторов, столкнувшихся с временным затишьем, более выгодные условия сотрудничества. Продавцы идут на уступки в рамках допустимой для сервиса суммы отклонения по комиссии — рестораны пользуются этим моментом.

Какое будущее у фудтеха

В ближайшее время ждать серьезных изменений не стоит. В условиях неопределенности многие люди начнут экономить, а значит можно рассчитывать на падение покупательского спроса. Но из-за экономии люди будут нервничать, заедать свои переживания, пользоваться доставкой.

В будущем темпы роста рынка сократятся, потому что постепенно вырастут цены на продукты и подорожает доставка. То есть услуга станет менее доступной для многих клиентов. Таким образом снизится частота заказов, а вот объем аудитории останется прежним. Скорее всего мы заметим изменения уже в следующем году.

При этом есть сегменты, которые продолжают расти. Например, интерес аудитории смещается от дорогих ресторанов в сторону эконом- предложений. Сегодня люди выбирают варианты с более низким средним чеком. Причем тенденция наметилась еще с февраля этого года. В результате рестораны в более низком ценовом сегменте отъедают долю у более дорогих.