Елена Золотова, основательница бренда Helen Gold, рассказывает почему не стоит создавать личный бренд в сети и как социальные сети в целом вредят предпринимателю.
Мой бизнес развивается в основном через социальные сети, но у меня нет личного аккаунта ни в одной из них. Когда они не помогают продавать, то только вредят предпринимателю. Соцсети вызывают зависимость с измеримыми последствиями для психики, снижают эффективность, подвергают риску со стороны злоумышленников и просто портят жизнь.
Тяга к социальным сетям может казаться безобидной, но вызывает трудно совместимые с ведением бизнеса проблемы. Люди, потребляющие информацию в формате новостной ленты — добровольно культивируют у себя “клиповое мышление”. У них снижается способность самостоятельно мыслить, им трудно управлять собственным вниманием и концентрироваться. Они склонны слепо доверять авторитетам, а значит становятся более подвержены манипуляциям. Психологи подтвердили, что “фейсбукозависимость” затрудняет контроль эмоций, приводит к импульсивному поведению.
Известные и занятые люди могут настолько заиграться в интернете, что начинают “кормить троллей”, тратя на это немало времени. Как, например, Михаил Ходорковский, который в ответ на неконструктивные сообщения сам предлагал “убиться об стену” их авторам. Правда теперь у общественного деятеля на странице в Twitter написано: “С хамами не общаюсь, поскольку надоели.”
Убийцы эффективности — второе имя социальных сетей. Казалось бы, они наоборот должны помогать быстро решать вопросы. Но на практике поток моментальных сообщений только рассеивает внимание между множеством срочных и не очень задач, в итоге основательно не обдумывается ни одна из них. Например, Артемий Лебедев утверждает, что для эффективной организации рабочего времени стоит отказаться от микросообщений, а “любое сообщение, если оно ценно, может подождать час-другой”.
Общение в интернете не передает важные для предпринимателя детали. Делами лучше заниматься вживую, чем в Linkedin и Facebook. Ведь по мимике и жестам человека можно сказать гораздо больше о его намерениях, чем по профилю в соцсети. Поэтому важные встречи и соглашения чаще всего происходят вне сети, когда можно “посмотреть собеседнику в глаза”.
Кроме информационной безопасности публичность предпринимателей в соцсетях подвергает риску личную безопасность. Злоумышленники могут следить за состоятельными людьми в интернете, чтобы навредить в реальной жизни. Даже отсутствие данных о геолокации не может полностью защитить от злоумышленников, например, Ким Кардашьян грабители выследили по постам в Instagram просто определив отель по интерьеру. А фотографии с пляжа дают понять что вас нет ни в офисе, ни дома.
Соцсети — не место для досуга успешных людей. Это средство заявить о себе и самоутвердиться для среднестатистического, в меру интересного только друзьям и коллегам человека. Но тем, кому и так хватает внимания, они только добавляют проблем. Просьбы, вопросы и советы со всего мира и изо всех источников (любые контакты идут в ход, даже родственников и друзей) не дают покоя ни ночью ни днем.
Предприниматель не может позволить себе откровенничать в соцсетях, показывая свои уязвимости. Табу стоит и на резкие высказывания, которые способны вызвать негативную реакцию общественности. Ведь даже один необдуманный пост может обернуться катастрофой. И если рядовых сотрудников за оплошности в соцсетях просто увольняют, то руководитель теряет гораздо больше. Поэтому в сети ему нужно помнить об интересах бизнеса и действовать максимально осторожно.
Персональный бренд, поддерживаемый регулярным постингом заметок по актуальным темам, необходим далеко не всем. А с учетом того, сколько времени уходит на поддержание имиджа в глазах интернет-зевак, польза от такого продвижения сомнительна. При этом вся эта мнимая популярность всего лишь игра, которая практически не влияет на kpi предпринимателя и во многих случаях она нужна лишь для “чистки” репутации. Иногда удивляет, как работа с имиджем позволяет некоторым бизнесменам выглядеть в хорошем свете и насколько сильно этот образ не соответствует реальности. Есть случаи, когда использование соцсетей необходимо для компании (реклама, поиск информации, анализ данных), но ведение личных аккаунтов предпринимателя сюда не входит.