Холакратия как бизнес-тренд иногда пугает руководителей. Многие считают, что отказ от управления больше подходит стартапам, а не крупным проектам и компаниям. Елена Данилова, руководитель отдела кадров ГК ТендерПро, поделилась собственным опытом внедрения холакратии.

Наша компания существует более 12 лет в подобном формате и прекрасно себя чувствует. Площадка входит в тройку крупнейших электронных торговых площадок России в коммерческом секторе, и второй год подряд признается участниками рейтинга крупного российского бизнеса «Эксперт-400» лучшей среди всех ЭТП России в номинации «Качество клиентской и технической поддержки». Такие достижения возможны, в том числе благодаря тому, что сотрудники компании практикуют подход «сам себе менеджер». Каждый сотрудник, принимая то или иное решение, четко осознает свои права и обязанности.

Конечно, развивая свою бизнес-модель, мы не знали, что впоследствии такой подход назовут холакратией.

Холакратия — это способ децентрализации власти, который позволяет выстроить иерархию таким образом, чтобы каждый сотрудник мог влиять на жизнь компании и обладал полной властью в рамках своей компетенции.

С самого начала деятельности у интернет-компании появлялись задачи, решение которых в формате отсутствия прямых руководителей и бюрократии происходило намного эффективнее. Например, у продажников всегда есть понимание, какой продукт им легче продавать. Для того, чтобы влиять на продукт и делать его лучше, внутри компании организовали представительства интересов клиентов, представителем был менеджер компании, но действовал он в интересах клиента. Потом создали механизмы корректировки стратегии развития продукта, исходя из нужд этих представительств. Однако на практике этот подход потребовал изменения структуры взаимодействия, так как приводил к противоречиям – выступая адвокатами клиентов, менеджеры не учитывали интересы и возможности своей компании.


@runnerkimhall

Начали с того, что ввели в практику визуальное представление и публичное обоснование необходимости тех или иных действий. Для этого использовали электронный инструмент – информационную систему управления проектами с веб-интерфейсом. Все возникающие тактические и стратегические задачи, в том числе запросы клиентов, стали оформлять в виде задач. Сотрудник, открывший задачу, является ее заказчиком и следит за ходом ее выполнения и, по сути, контролирует и лоббирует свою задачу.

Таким образом, потребности клиентов превратились во внутренние задачи компании, а менеджер превратился в клиента (внутреннего). Внутренний клиент (заказчик задачи), после изложения идеи, адресует ее соответствующему подразделению. Говорить, что менеджеры в системе отсутствуют совсем – не корректно, но их роль сводится к правильному распределению задач на исполнителей. Кроме заказчиков и исполнителей к задаче привлекаются сотрудники со статусом наблюдателя, которые могут выступать экспертами по теме, делиться опытом, выражать сомнения или возражения. Задачи могут быть закрыты, после общественного обсуждения и мотивированного отказа в выполнении задачи.

Главный принцип – доступность информации и прозрачность принимаемых решений.

Таким образом, удалось создать единое информационное поле работы над вопросами и вовлечь всех сотрудников в процесс, обеспечив четкое понимание сроков, этапов выполнения, возникающих трудностей. Система решила задачу социального взаимодействия внутри компании и сделала аудит необходимости, важности и приоритетности выполнения задачи прозрачным и понятным для всех. Жесткий контроль над рабочим графиком отсутствует, фиксируется лишь результат труда. Свобода действий огромна, но при этом никто не забывает, что нужно работать, так как оплата труда четко привязана к результатам. Отсутствие обязательных рамок снимает негатив по отношению к обязанностям и увеличивает время, когда сотрудники вовлечены в рабочие процессы. То, что сотрудники сами контролируют свой рабочий день, приводит к тому, что многие фактически проводят за рабочими процессами больше 8 часов, при этом выполняя не только свои текущие задачи, но и генерируя новые идеи и создавая новые проекты.

Компания ТендерПро управляется не менеджментом, а общей целью компании, прозрачным процессом, эффективными внутренними коммуникациями и гибкой системой мотивации.