
Цены растут, доходы падают, а люди учатся жить в новой реальности. По последнему исследованию Nielsen, 76% респондентов по всему миру говорят о том, что повышение стоимости жизни — главная проблема. Это уже не просто цифры, а новый стиль жизни. Люди стали покупать меньше, но выбирать более дорогие вещи, которые действительно приносят удовольствие. О том, как меняется поведение потребителей в кризисных реалиях, рассказала эксперт по стратегическому маркетингу и нейромаркетингу Дарина Лысова.
«Это как на диете: вы весь день едите гречку, а потом все равно срываетесь на шоколадный торт. Так вот, в 2025 году задача бизнеса — стать этим самым тортом», — поясняет Дарина.
Кто они — потенциальные клиенты в 2025 году?
Покупатели условно делятся на три группы:
1. Процветающие — те, у кого с финансами все в порядке, и они готовы тратить на удовольствия.
2. Восстанавливающиеся — те, кто активно ищет, как заработать больше и вернуться к привычной жизни.
3. Борющиеся — те, кто вынужден ограничивать свои траты, и покупает только то, что нужно.
Что же делать бизнесу?
Процветающим клиентам следует предлагать премиум-продукты. Восстанавливающимся — ценные за разумные деньги. А борющимся клиентам лучше предоставить качественные товары с выгодой. Но никаких компромиссов с качеством и эмоциональной ценностью.
Что будут покупать?
Сегодня клиенты выбирают не просто вещи, а те, которые сохранят свою ценность или принесут реальную пользу в долгосрочной перспективе. Люди не готовы рисковать своими средствами, поэтому предпочитают инвестировать в вещи, которые никогда не просядут в цене.
В топе продаж ниши образования и здоровья. Также растет интерес к продуктам с гарантией и к технологиям, которые помогают экономить время, к биохакингу.
Советы бизнесу
— Важно подчеркивать долгосрочную пользу ваших товаров. Клиенты готовы платить больше, если понимают, что это улучшит их будущее и станет надежной инвестицией.
— Скидки — это больше не про бедность. Скидки теперь не про экономию. Они про умный выбор. Клиенты хотят думать: «Я купил это дешевле, потому что я сообразительнее остальных». И ни в коем случае не «Я сэкономил, потому что не могу позволить больше».
— Нужно дать клиенту почувствовать себя победителем. Скидки должны быть выгодной находкой, а не напоминанием о тяжелых временах. Растет уровень агрессии. Фрустрация, стресс и накопленная злость — все это становится заметной проблемой. Клиенты бессознательно ищут, как снять напряжение, и тут ваш продукт может стать тем самым «глотком воздуха».
— Рекомендуется использовать юмор в коммуникации, чтобы снять напряжение. Говорить с клиентом следует искренне. Фразы вроде «Мы понимаем вас» работают, если звучат честно и в контексте. Важно подумать о том, как ваш продукт или бренд может стать средством эмоциональной разрядки — это укрепит связь с покупателями.
Бизнесу важно адаптироваться
2025 год — это год, когда клиенты покупают меньше, но выбирают лучше. И ваш бренд должен стать тем, на что они готовы потратить деньги. Он должен приносить радость, легкость и ощущение значимости. Чтобы, выбирая вас, клиент чувствовал: «Это не болезненная трата, а лучшее, что я мог купить».
Кризис требует новых решений и если соблюдать правила, то бизнес не только не уступит свои позиции, но и будет активно развиваться.
Источник: NielsenIQ FMCG 2025 Trends: «The future of global consumer behavior»