Без доставки сегодня не обойтись не только магазинам, но и вполне офлайновому бизнесу вроде ресторанов. Потребительские привычки благодаря пандемии изменились, и уже фактически любой компании, начинающей работу, нужна услуга доставки. Но если заказы пока редкие или их поток неравномерный, держать штат курьеров зачастую экономически невыгодно. В этом случае выручает формат почасового найма. В чем особенность этого сервиса, кому он подходит и как на него перейти, рассказал Николай Петровнин, директор по развитию бизнеса Broniboy.
Почасовой найм курьеров — хайринг и аутсорсинг
Аутсорсинг — самая известная схема почасового найма курьеров для разных сфер бизнеса: компания обращается к стороннему подрядчику и берет сотрудников во временное пользование. По необходимости кроме самих курьеров бизнес может получать, например, площади для хранения заказов, если это интернет-магазин. Или подрядчик может предлагать помощь с бухгалтерией по заказам и с другими бумажными вопросами.
Хайринг — новый для российского рынка формат, очень похожий на аутсорсинг. Бизнес так же получает курьеров с почасовой оплатой и полной экипировкой, поступающих к компании-заказчику с транспортом. Плюс есть персональный менеджер для каждого клиента.
Курьеры на хайринге соблюдают стандарты бизнеса, для которого становятся временными сотрудниками. Например, если магазин гаджетов обещает своим клиентам доставку в течение часа, курьеры выполняют это требование. Или они могут общаться с клиентами условного ресторана по конкретным скриптам, которые используются в этом заведении.
Другой важный момент и отличие от аутсорсинга — в хайринге поставщик услуги предлагает маршрутизацию курьеров. То есть для партнера подключается специальный полигон, который совпадает с его зоной доставки, и включается автоназначение. Также админка партнера может интегрироваться в админку поставщика услуги. В таком случае, когда к партнеру поступает заказ, он по API уходит в приложение поставщика, и автоматически назначается курьеру, который у партнера находится на хайринге.
Почему почасовой найм эффективнее
Магазины и рестораны часто организуют доставку через подключение к агрегатору. Они заходят на крупную платформу, которая дает своих курьеров с транспортом, формой и экипировкой, полным управлением заказами и маркетингом. Это удобно, но часто очень дорого. Средняя комиссия с заказа у агрегаторов — 25-30%.
Если бизнес небольшой, только начал развиваться, у него немного заказов. Отдавать каждый раз треть заработанной суммы для него тяжело. Доставка становится если не убыточной, то как минимум не прибыльной.
Единственное, что он выигрывает — продвижение, доступ к большой аудитории. А для крупных компаний порой маркетинг не нужен, поэтому переплата за него становится абсолютно лишней. Хайринг является альтернативой подключению к агрегатору, но как раз без маркетинговой части.
Для тех компаний, которые не могут подключиться к агрегатору из-за специфики ниши — например, банков, собственный штат курьеров становится основным доступным способом организовать доставку. Главная проблема этого пути — цена вопроса:
- ФОТ на постоянную зарплату, независимо от того, полностью сегодня были загружены курьеры или частично.
- Расходы на найм, поиск, обучение, которое занимает около недели, а то и больше.
Плюс, компания либо сама закупит условные велосипеды и самокаты, если позволяет бюджет, либо будет выставлять жесткие критерии поиска: чтобы у курьера было какое-то транспортное средство. Это и время, и деньги.
Почасовой найм — это способ оптимизации расходов, особенно в кризисное время или когда сам бизнес не уверен в своей экономической стабильности и устойчивости. Но действительно ли хайринг выгоднее штатных курьеров, зависит от конкретного бизнеса.
Форматы почасового найма курьеров
Классический хайринг — это полная замена своих курьеров. Бизнес оформляет на неделю вперед заказ на определенное количество курьеров, они выходят минимум на 6 часов в сутки. Средняя оплата за час зависит от того, на каком транспорте осуществляется доставка. Эта схема подходит тем компаниям, у кого заказы регулярные, но нет желания или экономически нецелесообразно формировать свой штат.
Кроме классического формата почасовой найм может предполагать экспресс-доставку, ASAP. Бизнес устанавливает приложение и через него по необходимости вызывает нужное количество курьеров, которые требуются здесь и сейчас. Этот формат актуален, когда у компании появляются внезапные всплески спроса на доставку, и имеющихся ресурсов не хватает, чтобы его удовлетворить. Причем не имеет значения, кто занимается основным стабильным пулом заказов — штатные курьеры или взятые через классический хайринг.
Кому выгоден почасовой найм курьеров
В разных формах может подойти любой доставке последней мили, в том числе экспресс-доставке, независимо от товара, который предлагает бизнес. Для ресторанов и продуктовых магазинов хайринг особенно удобен как дополнительный формат к уже имеющейся доставке. Например, в обычное время с заказами справляются штатные курьеры, а на пиковые периоды нужны курьеры на час.
Для небольших компаний, только-только решивших запустить доставку и не понимающих, будет ли спрос, как именно все организовать, сколько бюджета на это нужно, хайринг — хороший способ попробовать и сделать выводы относительно недорого. Можно взять на неделю условных 10 курьеров и посмотреть, как они будут справляться с поступающими заказами, хватает ли этого количества людей, чтобы продукты успели ко всем клиентам вовремя, и так далее.
Однако хайринг не подходит бизнесу, продающему крупногабаритные товары. Потому что, во-первых, курьеры ограничены возможностями стандартного легкового автомобиля. А у многих также основной транспорт — мотоциклы, самокаты, велосипеды. Во-вторых, не всегда курьеры могут выполнять функции грузчиков и доставить клиенту условный холодильник.
Какие сложности для бизнеса и как их решать
Главный барьер для бизнеса — это вопросы экономической целесообразности. Как для начинающей компании, так и для давно развивающейся в любой из ниш, актуальны сомнения в том, насколько выгодно привлекать курьеров на почасовой найм. Если бюджеты ограничены, хочется снизить риски потери денег.
Единственный способ понять, стоит ли обращаться к почасовому найму, — посчитать, в какую сумму сейчас обходится курьерская доставка. Если бизнес еще не внедрил ее, нужно изучить рынок и предположить, сколько будет стоить запустить доставку через свой штат.
Частая ошибка — когда компания сравнивает только стоимость часа курьера на хайринге и часа в зарплате своего курьера. Но траты на доставку — это как зарплата, так и поиск, найм, обучение, экипировка, риски ротации, если кто-то не вышел на заказ и нужна замена, а также ФОТ для операционного менеджера.
Второй барьер — контроль заказов курьеров от стороннего поставщика. Если компания формирует внутренний отдел доставки, нанимает курьеров в штат, она понимает, как работают процессы, где находится каждый сотрудник, куда поехал, куда не доехал, что у него дальше в плане. Когда найм от стороннего подрядчика, возникают опасения, что проконтролировать исполнителей не удастся. В хайринге эту проблему снимает маршрутизация от поставщика: интеграция двух админок — условного ресторана и компании, предоставляющей курьеров.
Третий барьер — это сомнения бизнеса в том, что качество услуги стороннего исполнителя будет таким же, как штатного. Проблема актуальна для компаний с собственными курьерами, и которым нужно просто периодически добавлять несколько человек со стороны. В хайринге каждый курьер знакомится со стандартами компании, к которой подключается, и действует так же, как штатный сотрудник.
Вместо вывода
Нельзя называть хайринг волшебной таблеткой от всех проблем доставки и универсальным вариантом для каждого бизнеса. Но с учетом его гибкости многие компании действительно могут подобрать для себя эффективную модель и оптимизировать расходы, что в нестабильное и кризисное время особенно важно.