Продолжаем делиться секретами успеха предпринимателей. Герой нового выпуска — Олег Парошин, генеральный директор компании «Амджен» в России и СНГ.
Трудоголизм не приносит пользы ни трудоголику, ни бизнесу
Не надо путать трудоголизм с трудолюбием. Трудоголизм – это болезненная «трудозависимость» человека, выходящая за рамки естественного трудолюбия. Когда руководитель пытается охватить все процессы в компании и контролировать все детали, это — нездоровый трудоголизм, который не приносит пользы ни компании, ни менеджеру. Чтобы не попасть в порочный круг «вечной пахоты» руководитель должен делегировать подчиненным все, с чем они могут справиться, оставив себе только то, что он делает действительно виртуозно. Его задачи — думать, предвидеть, прогнозировать. Правда, от этих мыслей о планах и стратегии развития невозможно избавиться ни в пятницу вечером, ни в выходные, ни в отпуске. Но это для меня и есть «правильный», «здоровый» трудоголизм руководителя.
Правильно делегировать – дело непростое
Делегирование – это базисное условие для успешного развития организации и успешного развития руководителя. Но правильно делегировать не просто. По сути, навык делегирования — это микс профессиональных навыков, личных качеств, эмоционального интеллекта, и, безусловно, готовности прощать ошибки.
Ошибки – обязательная школа жизни
Я отношусь к ним, как к области для роста, как к лучшим университетам. Неприятно только быть второгодником – совершать повторно одну и ту же ошибку, что говорит о плохом обучении и невнимательности. Для меня неприемлемо наступать дважды на одни и те же грабли. Не бойтесь совершить ошибку, но стремитесь делать из нее правильные выводы, чтобы не ошибиться дважды.
Сложные задания для сотрудников – лучший способ их мотивации
Это дает им возможность развиваться, расти, познавать, открывать в себе новые качества и навыки. Я работаю с людьми, которые ценят движение, возможности для роста, способность и желание руководителя дать им шанс — рискнуть и поручить им что-то совершенно новое, сложное, его готовность поверить в их силу и способности. Материальное вторично, если будут рост и развитие, деньги придут.
Многозадачность в большей степени свойственна женщинам
В последнее время растет число топ-менеджеров женщин. Совсем недавно прозвучало интересное научное объяснение этого тренда: физиологически женский мозг гораздо лучше справляется с многозадачностью, он способен вести и контролировать несколько процессов одновременно. Женскому мозгу свойственно мышление, направленное на процесс, что сегодня все больше превалирует в корпорациях. Мужскому же мозгу привычнее работать на результат: он требует от мужчины сначала закончить одно действие, чтобы перейти к следующему, и здесь уже на первый план выходит способность быстро переключаться с одной задачи на другую. Информационно-коммуникационная революция последних 20 лет выводит в лидеры именно людей, справляющихся с многозадачностью на профессиональном уровне.
О конкурентах и клиентах: кто делает нас лучше?
Недремлющие конкуренты прекрасно стимулируют к тому, чтобы становиться лучше. Безусловно, все не только используют свои ноу-хау, но и пытаются подсмотреть что-то у конкурентов для улучшения собственной стратегии. Но в целом мне конкуренты безразличны, потому что сделать мою работу лучше должны клиенты и их мнение, их требования и запросы. Путь совершенствования и модернизации через обратную связь с клиентом – дольше и затратнее для бизнеса, но при этом он остается одним из наиболее эффективных.
Российский менталитет: когда контекст имеет значение
Когда европейцы приезжают налаживать бизнес в Японию, то стараются работать очень аккуратно, шага ступить не могут без консультантов. А в России, полагают они, им достаточно переводчика. Но это до поры до времени, пока не столкнутся с неразрешимыми противоречиями в ведении бизнеса.
Работая в России, нужно всегда учитывать особую атмосферу, географию и культуру нашей страны. Несмотря на то, что мы внешне похожи на европейцев и американцев, мы далеки от них по менталитету, культурным ценностям, каким-то табуированным темам. Россияне – нация с очень высокой контекстной культурой общения. Что это значит? Правила есть, но не все и не всегда им следуют – все будет зависеть от обстоятельств, контекста ситуации. Для европейцев это не характерно.
Доверяй только себе, но прислушивайся ко всем
Я – человек с внутренней референцией: прислушиваюсь только к своему мнению и ему же доверяю. А вот для того чтобы его сформировать, внимательно слушаю любого специалиста в своей области и того, кто здраво рассуждает. Но для принятия решения важно только мое мнение, потому что и риски, и ответственность за его результат – на мне. Не понимаю людей, которые действуют по чьим-то советам, а потом приходят к советчикам с претензиями. У каждого из нас – своя конкретная ситуация и обстоятельства, поэтому мнение других – всего лишь фон для принятия своего решения.
План А, план В и запасной аэродром
Успех в бизнесе – это во многом результат планирования. Давно научился при решении важных вопросов сразу разрабатывать и план А, и план В, и даже план С, но, конечно, не весь алфавит пускаю в дело. Если вдруг складывается настолько казуистическая ситуация, когда проваливаются А, В и С, значит, надо проверить: а тем ли мы занимались и насколько владеем ситуацией? В любом случае, если это случилось, нужно оперативно принимать краткосрочный операционный план и идти на ощупь.
Лучшее оружие против консерватизма и стереотипов – правильно заданные вопросы
Сам не отличаюсь консервативностью мышления и взглядов, но если вдруг кто-то в команде проявляет консерватизм и чрезмерную осторожность, то лучший способ поколебать позиции консерватора – задавать правильные вопросы. Отвечая на них, человек незаметно для себя выскользнет из цепких объятий стереотипов.
Критерии успешности не всегда очевидны
Для определения показателя успешности бизнесмена мне нравится теория основоположника и классика политэкономии Д. Рикардо о сравнительных преимуществах. Количество заработанных денег ни о чем не говорит, важно только то, как ты развиваешься. Естественно, если речь идет о Билле Гейтсе, не нужно быть экспертом, чтобы сказать, успешный он бизнесмен или нет. Но если мы говорим о владельце региональной сети аптек, то здесь сразу не дашь однозначного ответа. Может оказаться, что для развития своей сети человек применил столько инноваций и нестандартных решений, вел бизнес так последовательно, что реализуй он все это в корпорации Гейтса, привел бы ее к гораздо лучшим показателям.
Общение с близкими людьми – важная часть жизни. Друзья, семья, дети, теплые человеческие отношения и эмоциональная близость с ними – все это очень важно. У края жизни мало кто вспомнит о своих богатствах, вспоминаются только самые яркие события из жизни и самые близкие люди.
Об эмоциональной регенерации
Что нужно делать, чтобы не сгореть на работе? Просто не зацикливаться на ней. Надо заниматься только интересным делом, от которого получаешь удовлетворение и удовольствие. Важно соблюдать work/life balance и иметь свое личное пространство для эмоциональной регенерации – семья, друзья, хобби…