Основатель и генеральный директор бренда мужской дизайнерской одежды Empyrean Дмитрий Орлов рассказал о сложностях производства мужской одежды в России.
Прямо скажем — высококвалифицированных сотрудников у нас найти крайне сложно. Их почти что нет.
Вариант решения этой проблемы — поставить во главу производства одного или нескольких мастеров, которые хорошо обучали бы своему ремеслу и брали на стажировку работников. Но следует учесть, что с практикантами необходимо подписывать очень жесткий контракт с обязательствами по сроку работы после обучения, чтобы работник-новичок оставался на максимально долгий период и обеспечивал функционирование производства, а не сбегал при первой же возможности.
Особо хотелось бы остановиться на кадрах в России — мастеровитых работников почти нет, те, что остались, получали свое образование еще в СССР. На смену им никто не приходит. Но и также учитываем русский менталитет — частое нежелание работать и недостаток мотивации. Поэтому необходим хороший управленец, который смог бы мотивировать каждого из сотрудников.
Производство лучше располагать рядом с большими городами, но на некотором отдалении от них. Опять же, такой вариант будет намного затратней, чем пошив одежды в Китае или других азиатских странах.
Те люди, которые встанут во главе этого производства, особенно в сфере мужской обуви и одежды, должны быть супер квалифицированы. И скорее всего это будет зарубежный мастер, из-за острой нехватки их в России, хотя это зависит от сегмента, в котором хотите работать.
Говоря о спросе на российскую продукцию, нужно понимать устройство рынка. Как правило, потребитель не различает отечественную и зарубежную продукцию. Хотя сама фраза «Сделано в России» ассоциируется у покупателей не с самым качественным товаром, что на деле часто является заблуждением.
В России необходимы большие инвестиции, реализация на высоком уровне, чтобы стать реальными конкурентами. И опять же стоит упомянуть о сегментировании рынка. Масс-маркет, полупремиальный, премиальный и люксовый сегменты женской одежды заняты крупными зарубежными игроками, и рынок более чем сформирован. Но так как это женская одежда, даже маленькие новые бренды находят свое место.
В мужской же одежде ситуация абсолютно другая. Все, что до масс-маркета, включая его, уже занято. В этих сегментах крайне сложно будет конкурировать с такими монстрами, как H&M, Topman, Zara, так как мужская аудитория иначе подходит к покупкам. Но есть довольно пустующий полупремиальный сегмент и чуть более сформированные, но тоже не до конца, премиальный и люксовый сегменты.
Что касается обуви — тут примерно такая же ситуация, но в премиуме и люксе все совсем плохо. Если заниматься обувью, то абсолютно в любом случае нужны зарубежные мастера с многолетним стажем, ибо собственных у нас нет.
Сейчас очень много готовой продукции на рынке одежды. Можно смело сказать, что он перенасыщен ей. Реалии таковы, что дизайнерская одежда и что-то более индивидуальное для клиента может пользоваться большИм успехом и уже будет конкурентноспособно относительно тех же зарубежных брендов. Нужно идти в сторону большей клиентоориентированности, лучшего сервиса и в то же время более высокой стоимости изделий, чем в масс-маркете. Такой подход будет пользоваться спросом, и производство в России станет весьма разумным шагом, особенно в нестабильной экономической ситуации. Но все же надо понимать, что создать собственное производство, тем не менее, невероятно сложно.