Бизнес эффективен и стабилен, если каждый его сотрудник работает с самоотдачей и энтузиазмом – известная мысль. Данил Соловьев, директор федеральной сети станций послегарантийного обслуживания автомобилей FIT Service, в которой трудится более 1150 человек, предложил глубже взглянуть на слагаемые успешной мотивации сотрудников и поделился эффективными инструментами из собственного опыта.

Мнение о том, что мотивация персонала чуть ли не главный фактор успешности бизнеса очень распространено. Приверженцы этой теории твердят: «Мотивируй сотрудника и успех гарантирован». Однако зачастую в таких случаях мотивацию видят узко, она ограничивается квартальной премией и корпоративным фитнес-абонементом. На самом же деле правильная система мотивация – вещь очень глубокая и требует от компании и руководителей самоанализа, инвестиций и последовательной работы.

Реши, чего именно хочешь от сотрудника

Эффективная мотивация начинается не с постановки задач сотруднику, не с подбора наилучшего кандидата на ту или иную позицию и даже не с создания комфортных условий на рабочем месте.

Первый шаг правильной мотивации персонала – определение целей самой компании, к чему она стремиться, как и что нужно делать, чтобы прийти к цели максимально быстро и легко. Только ответив самому себе на эти вопросы, руководитель сможет понять, на что ориентировать сотрудников и какие цели компании должны стать для сотрудников приоритетными.

Мы для себя решили, что необходимо мотивировать наших сотрудников не на получение денег от клиентов, а на удовлетворение их потребностей. В конечном итоге это наиболее выгодная позиция, так как приводит к формированию пула постоянных и лояльных клиентов. К примеру, мастера-приемщика мы ориентируем не на высокую сумму среднего чека, а на такую работу с клиентом, чтобы тот возвращался к нам раз за разом и приводил своих друзей.

Научи работать

Человек выполняет работу, так как нужно компании в том случае, если он обладает необходимыми знаниями и умениями. Конечно, идеальный вариант: вы нашли специалиста, который без ума от вашей компании и готов ради нее на все. Но на практике все иначе. Зачастую бизнес получает «сырого» сотрудника, которому нужно «дозреть». Выход один – обучать своих сотрудников. Регулярно, постоянно. Повышайте квалификацию персонала, чтобы у него сформировался рефлекс качественной работы.

Существуют компании мирового масштаба, которые каждое утро проводят мини-тренинги. Каждый сотрудник, например, работающий с клиентом повторяет конкурентные преимущества товара или компании, ее подходы и цели, необходимые для общения речевые модули.

Положительное влияние обучения сотрудников на их мотивацию особенно оценят компании, работа которых связана с постоянно обновляющимися технологиями, таких как наш, автосервисный бизнес, IT, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли.

Принципиально важно, чтобы обучение велось не на семинарах, а в формате включенного обучения. На семинарах человек лишь записывает под диктовку лектора и, скорее всего, не усвоит большую часть информации. Лучшая форма обучения – тренинг, где человек собственноручно, на практике выполняет свою будущую работу. Следуя этой логике, мы в FIT Service, например, создали собственный тренинговый центр, где слесари и электрики «ручками» осваивают все тонкости работы.

Покажи, что хорошо работать выгодно

Чтобы в вашей компании люди хотели работать и развиваться, это должно быть им действительно выгодно. Я, конечно, говорю о зарплате, премиях и бонусах за выполнение KPI, корпоративных скидках и прочих материальных стимулах. Сделайте так, чтобы человек видел в вашей компании «социальный лифт», чтобы он связывал с вами повышение своего благосостояния. И тогда вы не будете жаловаться на недостаток рвения у сотрудников.

Будь честным и последовательным

Во взаимоотношениях с сотрудниками исключительно важно установить для всех, в том числе для руководителя, четкие «правила игры» и неукоснительно соблюдать их. Объем работы, KPI, случаи поощрения или взыскания – все это должно быть оговорено заранее и являться непреложным. Будьте последовательны. Если ваш персонал выполнил больше, чем обязан, поощрите людей. Если человек не выполнил своих обязательств, взыскание тоже должно быть неминуемо.

О последовательности и важности четких правил хорошо написано в книге древнеримского автора Марка Сидония Фалкса «Как управлять рабами». Советую прочитать. Сегодня такое название звучит грубо, однако оно не делает содержание книги менее ценным.

Развлеки

Давайте сотрудникам возможность отдыха, смены обстановки. Инициируйте спортивные, творческие активности. В FIT Service, например, мы предлагаем сотрудникам всевозможные форматы командных мероприятий. Наши ребята участвовали в федеральном проекте «Гонка героев», в соревнованиях по дрифту. Вместе ездят на охоту и рыбалку, отдыхают на сибирском горнолыжном курорте Шерегеш. Сделайте так, чтобы самые яркие эмоции, интересные воспоминания людей были связаны с вашей компанией. Их благодарность проявится в мотивации.

Будь человечен

Дружить с подчиненными – плохая идея для руководителя. Смешивать дружбу и дело нельзя. До добра это не доводит, тому множество примеров. Однако быть человечным и отзывчивым с персоналом – одно из свойств правильной мотивации людей.

Будьте добры и открыты к своим сотрудникам, поддерживайте и ободряйте, искренне интересуйтесь ими, изучайте их. Одному человеку будет приятно, когда его отметят собрав весь коллектив, другому – письменная похвала или грамота, третьему – личное поздравление руководителя с глазу на глаз. Каждому человеку важно, чтобы его уважали и ценили.

Хвалите людей за промежуточные успехи. Не откладывайте теплые слова на конец проекта, ведь большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Неожиданное и непредсказуемое поощрение мотивирует лучше, чем плановое.

Не пренебрегайте обычными рукопожатиями, улыбками и разговорами. Покажите, что вы не только работодатель, но и тоже человек. Людям приятно работать с людьми. Я, например, время от времени приглашаю сотрудников и коллег по FIT Service в гости к себе домой.


Фото обложки: @violettinder