Когда владелец бизнеса решается на расширение, помимо естественных страхов – “а вдруг не взлетит”, появляется множество других трудностей. Некоторые из них – срочные и… непредвиденные. Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM Group «Фабрика инноваций», выпускающих интерактивное и сенсорное оборудование для государственных и частных заказчиков, рассказал Business Story, с какими проблемами может столкнуться бизнес и как попытаться их решить.
Не все так страшно
Открывая новую площадку, владелец бизнеса опасается, что можно утонуть в бюрократии при оформлении документов. И чем больше бизнес, тем больше согласований и препятствий.
Но на самом деле все проще. Руководство любого города, особенно небольшого, заинтересовано в притоке инвестиций, производств, росте занятости, поэтому администрация сама идет навстречу новому бизнесу, особенно если у владельца есть опыт построения модели.
Главное – дайте понять, что вы будете полезны городу.
Пример
BM Group решил расширить производственные мощности по производству интерактивных сенсорных аппаратов. Выбрали подмосковный Серпухов.
Компания уже заручилась поддержкой администрации Серпухова.
Во-первых, производство предоставит рабочие места – более 200 в перспективе. Это поможет сократить отток молодежи в Москву.
Во-вторых, Серпухов поднимет свой рейтинг и станет городом, где производят высокотехнологичные устройства. Мы поставляем интерактивные комплексы в школы, колледжи, вузы, сети ритейла, транспортные компании, госучреждения, АЗС и даже церкви. Кроме того, в рамках программы «Доступная среда» сенсорные устройства улучшают жизнь людей с ограниченными возможностями. В будущем это сможет привлечь инвестиции в город.
В-третьих, BM Group берет на себя социальную ответственность: планируем открыть НИИ на базе завода, а также бесплатный учебный клуб для детей.
Договориться с людьми
В России бывали прецеденты, когда местные активисты в прямом смысле не давали открыть новый бизнес. Петиции, бомбардировки заявлениями администрацию, даже если ваш бизнес не несет и половины озвученных угроз, приятного все равно мало. Кстати, эта проблема может возникнуть не только в другом регионе или городе, но и на второй площадке внутри одного населенного пункта.
Иногда, в случае с вредными производствами, гнев бывает праведным, но в большинстве случаев люди просто боятся, что качество их жизни ухудшится. Ваша задача – убедить их, что это не так. С населением нужно работать: максимально открыто информировать, убеждать в полезности деятельности, привлекать потенциальных сотрудников.
Пример
BM Group активно публикуется в различных СМИ, в том числе в региональных. Раскрываем данные о производстве и технологии, ведем максимально прозрачную статистику, отвечаем на все вопросы, присутствуем во всех соцсетях, говорим о результатах работы и их значении для конкретного региона.
Построить команду в короткий срок
Пожалуй, одна из самых больных и насущных тем для владельцев, которые решились на расширение. Набрать максимально лояльных, ответственных людей трудно при открытии и второй, и двадцать пятой точки присутствия.
Мало привлечь людей на вакансии, с этим прекрасно справляются известные сайты с предложениями работы. Нужно отобрать тех, кто действительно готов разделить ваши ценности, потому что на начальном этапе при построении любой структуры с нуля – каждый делает свою работу и немного (или много) дополнительной.
Важно организовать работу по построению команды эффективно на каждом этапе:
- детально продумать описание вакансии, чтобы отсечь неподходящих уже на этапе просмотра объявления в интернете;
- организовать первичное собеседование таким образом, чтобы ко второму этапу, непосредственно с руководителем подразделения или всего бизнеса, подошли самые мотивированные претенденты;
- предложить лучшие условия для тех, кто не захочет перейти на аналогичную должность в другое место, и я говорю не только о зарплате.
Пример
BM Group предлагает своим сотрудникам множество “надстроек”: корпоративное обучение, обеспечение сотрудников горячим питанием, корпоративный транспорт. Мы бесплатно выдаем униформу, внешний вид которой и удобство комфортны для сотрудников. Мы с полным основанием можем гарантировать стабильный заработок, имея стабильный спрос на нашу продукцию.
На локальном уровне – решить проблему экологии
Экологический вред при попустительском подходе причиняет абсолютно любой бизнес: доставка еды, которая заказывает по миллиону единиц пластиковой посуды в месяц, частные медицинские организации и даже изготовление шаурмы.
Ориентированность бизнеса в сторону экологичности, на мой взгляд, естественно. И важно решать эти проблемы, начиная с себя, вовлекая в процесс людей. Экологические инициативы – на любом уровне – оценят СМИ, сотрудники, их семьи, жители региона.
Пример
Наша компания не использует в своем производстве материалы, которые могут пагубно повлиять на окружающую среду. Специфика бизнеса исключает возможность загрязнения: мы не сливаем отходы и не сжигаем мусор. На первом заводе BM Group в Лыткарино у нас организована и отлажена система вывоза и утилизации мусора с подрядчиками, у которых есть экологический статус. Отходы утилизируются соответствующим образом, практически не причиняя вреда окружающей среде. Мы готовим соответствующие договоры и на новой площадке в Серпухове. Высокотехнологичное производство остается таковым на всех этапах.
Работа в условиях пандемии
Это часть социальных инициатив, которые может взять на себя бизнес. Разброс помощи широкий: от организации горячего питания для медиков до закупки средств индивидуальной защиты в больницы, школы. Есть примеры, когда бизнес предоставлял городу волонтеров, которые доставляли еду пенсионерам в условиях самоизоляции.
Пример
Завод в Серпухове будет выпускать не только интерактивные панели. Руководство решило открыть дополнительный цех по производству устройств-санитайзеров. Это востребованная продукция, которая, с одной стороны, обеспечит стабильный приток заказов и позволит создать дополнительные рабочие места, а с другой, внесет свой вклад в общее дело противостояния коронавирусу.
Фото обложки: freepik.com