В нашей стране с инвестициями все сложно. Особенно сейчас, когда из-за пандемии бизнес терпит убытки и сворачивается. В банках процент низкий, в облигациях – ненамного больше, а инвестировать в недвижимость слишком рискованно. Чтобы зарабатывать на фондовом рынке, надо изучать много информации, тратить время на контроль и мониторинг ситуации. Что остается? Малый и средний бизнес. О том, как выбрать объект для инвестиций, рассказывает Роман Чуркин, совладелец группы компаний ITP.

Инвестиции в малый бизнес могут приносить хороший доход. Главное – правильно определить объект вложений. Предложений сотни тысяч, но все ли они реальные? Чтобы не попасть на мошенников, надо проверить объект инвестиций еще до того, как вкладывать первый рубль.

Как выбрать объект инвестиций в 2020 году

Текущие результаты и объем привлекаемых инвестиций

Для проверки адекватности владельцев бизнеса достаточно узнать, сколько денег они планируют привлекать в свой проект, на что нужна эта сумма и каких результатов они желают добиться. Вам должны ответить конкретно, цифрами, а не общими фразами в духе «нужны деньги на развитие бизнеса». Если вы хотите инвестировать в бизнес с нуля, при этом объем привлекаемых инвестиций составляет более 20 млн. руб., а конечных целей нет – это не ваш вариант.

Проверка бизнеса

Действующий бизнес можно проверить с помощью «тайного покупателя». Станьте клиентом компании, оформив заказ. Целью проверки является определение реальности бизнеса – действительно ли он существует. Возможно, владелец просто собирает деньги с инвесторов для личной выгоды.

Закажите товар, оцените его качество, преимущества. Изучите сайт, через который оформляются заказы. Проанализируйте присутствие бизнеса в соцсетях: найдите страницы, сообщества, отзывы покупателей. Сравните срок существования компании и время создания сайта, аккаунтов в соцсетях, первых отзывов клиентов.

Работа в период кризиса

Во время пандемии и после нее не следует инвестировать в бизнес, который представлен только в оффлайне. Например, фитнес-клубы, маленькие кафе. В кризис меняется потребительское поведение. Бизнес, который не может адаптироваться к онлайн-среде, постепенно будет уходить на второй план.

Поинтересуйтесь, как изменился объем выручки в период кризиса, что сейчас делается для развития и удержания на плаву. Желательно запросить банковские справки за последние месяцы, чтобы проанализировать, как обстоят дела.

Оценка факторов надежности 

Оцените репутацию бизнеса, время существования и живучесть, способность приспосабливаться к новым условиям. Вкладывайте деньги в компанию, которая давно на рынке, имеет сплоченную команду сотрудников, сильное УТП, опыт работы в сложных ситуациях, возможности роста.

Риски

Если вам говорят о 100% гарантии возврата денег и отсутствии рисков, откажитесь лучше от инвестиций. Такого не бывает. Любой инвестор знает, что риски есть всегда. Спросите у владельца бизнеса про риски. Если он ответит, что их нет – перед вами мошенник или глупый предприниматель. В бизнесе, как минимум, есть риск неполучения прибыли, утраты капитала и не ликвидности.

Гарантии

Задайте вопрос о гарантиях и страховании. Здесь возможны такие варианты:

1. Бизнес застрахован. Например, владелец гарантирует 25% доходность. Защита капитала обеспечивается активами в сумме 1 млрд. руб.

2. Есть поручительство собственников. Проверьте физлиц, изучив реестр имущества.

3. Наличие залога. Обычно при наличии хорошего залога банки с удовольствием дают деньги на бизнес. Почему владелец ищет инвесторов? Может, бизнес неликвидный?

Юридическая проверка

Изучите документацию, найдите сведения о гендиректоре и учредителях. Проанализируйте каждый пункт договора. Желательно отдать документы на проверку хорошему юристу.

Анализ финансов

Изучите бухгалтерскую и управленческую отчетность. Обратите внимание на то, совпадает ли выручка. Оцените кредиторскую задолженность (есть ли долги сейчас), прибыль и убытки, заработную плату, расходы, фактор сезонности.

Личная встреча

Не отдавайте деньги, если своими глазами не видели собственника бизнеса. Договоритесь о встрече в офисе или на производстве. Задавайте вопросы, которые позволяют получить конкретные, а не общие ответы. Пообщайтесь с бухгалтером, маркетологом, менеджером по продажам, логистом. Соберите максимум информации о компании.

Прошлые проекты

Постарайтесь найти сведения о предыдущих проектах бизнесмена. Это поможет вам не попасть на мошенника, который использует деньги инвесторов по кругу, регулярно запускает новые проекты и прикрывает старые. Изучите прошлое предпринимателя, поищите отзывы других инвесторов, партнеров по бизнесу.

Делаем выводы

Найти стоящий объект инвестиций не так просто. Чтобы выбрать одну компанию, надо проанализировать десятки и сотни других. Задавайте эти вопросы, чтобы не стать участником мошеннической схемы и не вложиться в заведомо убыточный бизнес. Тщательно выбирайте, куда вкладывать деньги и всегда проводите проверку, чтобы иметь все шансы на получение дохода.