5 проблем, которые решает руководитель растущего бизнеса

Business team discussing ideas for startup. Leader speaking at board with notes and lightbulb flat vector illustration. Corporate meeting concept for banner, website design or landing web page

Когда владелец бизнеса решается на расширение, помимо естественных страхов  – “а вдруг не взлетит”, появляется множество других трудностей. Некоторые из них – срочные и… непредвиденные. Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM Group «Фабрика инноваций», выпускающих интерактивное и сенсорное оборудование для государственных и частных заказчиков, рассказал Business Story, с какими проблемами может столкнуться бизнес и как попытаться их решить.

Не все так страшно

Открывая новую площадку, владелец бизнеса опасается, что можно утонуть в бюрократии при оформлении документов. И чем больше бизнес, тем больше согласований и препятствий.

Но на самом деле все проще. Руководство любого города, особенно небольшого, заинтересовано в притоке инвестиций, производств, росте занятости, поэтому администрация сама идет навстречу новому бизнесу, особенно если у владельца есть опыт построения модели.

Главное – дайте понять, что вы будете полезны городу.

Пример

BM Group решил расширить производственные мощности по производству интерактивных сенсорных аппаратов. Выбрали подмосковный Серпухов. 

Компания уже заручилась поддержкой администрации Серпухова.

Во-первых, производство предоставит рабочие места –  более 200 в перспективе. Это поможет сократить отток молодежи в Москву.

Во-вторых, Серпухов поднимет свой рейтинг и станет городом, где производят высокотехнологичные устройства. Мы поставляем интерактивные комплексы в школы, колледжи, вузы, сети ритейла, транспортные компании, госучреждения, АЗС и даже церкви. Кроме того, в рамках программы «Доступная среда» сенсорные устройства улучшают жизнь людей с ограниченными возможностями. В будущем это сможет привлечь инвестиции в город. 

В-третьих, BM Group берет на себя социальную ответственность: планируем открыть НИИ на базе завода, а также бесплатный учебный клуб для детей.

Договориться с людьми

В России бывали прецеденты, когда местные активисты в прямом смысле не давали открыть новый бизнес. Петиции, бомбардировки заявлениями администрацию, даже если ваш бизнес не несет и половины озвученных угроз, приятного все равно мало. Кстати, эта проблема может возникнуть не только в другом регионе или городе, но и на второй площадке внутри одного населенного пункта. 

Иногда, в случае с вредными производствами, гнев бывает праведным, но в большинстве случаев люди просто боятся, что качество их жизни ухудшится. Ваша задача – убедить их, что это не так. С населением нужно работать: максимально открыто информировать, убеждать в полезности деятельности, привлекать потенциальных сотрудников.

Пример

BM Group активно публикуется в различных СМИ, в том числе в региональных. Раскрываем данные о производстве и технологии, ведем максимально прозрачную статистику, отвечаем на все вопросы, присутствуем во всех соцсетях, говорим о результатах работы и их значении для конкретного региона.

Построить команду в короткий срок

Пожалуй, одна из самых больных и насущных тем для владельцев, которые решились на расширение. Набрать максимально лояльных, ответственных людей трудно при открытии и второй, и двадцать пятой точки присутствия.

Мало привлечь людей на вакансии, с этим прекрасно справляются известные сайты с предложениями работы. Нужно отобрать тех, кто действительно готов разделить ваши ценности, потому что на начальном этапе при построении любой структуры с нуля – каждый делает свою работу и немного (или много) дополнительной.

Важно организовать работу по построению команды эффективно на каждом этапе:

  • детально продумать описание вакансии, чтобы отсечь неподходящих уже на этапе просмотра объявления в интернете;
  • организовать первичное собеседование таким образом, чтобы ко второму этапу, непосредственно с руководителем подразделения или всего бизнеса, подошли самые мотивированные претенденты;
  • предложить лучшие условия для тех, кто не захочет перейти на аналогичную должность в другое место, и я говорю не только о зарплате.

Пример

BM Group предлагает своим сотрудникам множество “надстроек”: корпоративное обучение, обеспечение сотрудников горячим питанием, корпоративный транспорт. Мы бесплатно выдаем униформу,  внешний вид которой и удобство комфортны для сотрудников. Мы с полным основанием можем гарантировать стабильный заработок, имея стабильный спрос на нашу продукцию.

На локальном уровне – решить проблему экологии

Экологический вред при попустительском подходе причиняет абсолютно любой бизнес: доставка еды, которая заказывает по миллиону единиц пластиковой посуды в месяц, частные медицинские организации и даже изготовление шаурмы.

Ориентированность бизнеса в сторону экологичности, на мой взгляд, естественно. И важно решать эти проблемы, начиная с себя, вовлекая в процесс людей. Экологические инициативы – на любом уровне – оценят СМИ, сотрудники, их семьи, жители региона.

Пример

Наша компания не использует в своем производстве материалы, которые могут пагубно повлиять на окружающую среду. Специфика бизнеса исключает возможность загрязнения: мы не сливаем отходы и не сжигаем мусор. На первом заводе BM Group в Лыткарино у нас организована и отлажена система вывоза и утилизации мусора с подрядчиками, у которых есть экологический статус. Отходы утилизируются соответствующим образом, практически не причиняя вреда окружающей среде. Мы готовим соответствующие договоры и на новой площадке в Серпухове. Высокотехнологичное производство остается таковым на всех этапах.

Работа в условиях пандемии

Это часть социальных инициатив, которые может взять на себя бизнес. Разброс помощи широкий: от организации горячего питания для медиков до закупки средств индивидуальной защиты в больницы, школы. Есть примеры, когда бизнес предоставлял городу волонтеров, которые доставляли еду пенсионерам в условиях самоизоляции.

Пример

Завод в Серпухове будет выпускать не только интерактивные панели. Руководство решило открыть дополнительный цех по производству устройств-санитайзеров. Это востребованная продукция, которая, с одной стороны, обеспечит стабильный приток заказов и позволит создать дополнительные рабочие места, а с другой, внесет свой вклад в общее дело противостояния коронавирусу. 

Фото обложки: freepik.com

Редакция [Светлана Золотар]: Светлана Золотар, основатель и главный редактор Business Story. Больше 10 лет опыта в контенте, маркетинге, медиа и PR. И больше 15 лет в управлении проектами и компаниями. Писатель, издатель, маркетолог и евангелист минимализма.