Тренер творческих ментальных состояний: кто это, зачем нужен и как им стать

Тренер творческих ментальных состояний – новая специальность, которая базируется на фундаментальных знаниях психологии личности. Ольга Коротько, аналитический психолог, основатель Школы творческих ментальных состояний, рассказала о своем пути в профессии и особенностях нового направления.

Творческий подход – залог успешной карьеры

Ольга Коротько, основатель Школы творческих ментальных состояний

Современная реальность такова, что наличие у человека диплома о высшем образовании не является гарантией получения хорошей высокооплачиваемой должности. По сути, сейчас происходит процесс «девальвации» значимости бумажных «корочек». Работодателя сложно удивить несколькими научными степенями, и уж тем более, их наличие не гарантирует, что вы найдете достойную работу. 

Большинство успешных компаний в первую очередь интересует, как у потенциального работника развито нестандартное мышление, и насколько он сам увлечен той профессией, в которой планирует реализовываться. А уже потом – наличие дипломов и сертификатов. 

В последнее время на рынке труда появилось огромное количество новых профессий, и все они основываются на творчестве. Менеджеры интернет-проектов, маркетологи, блогеры, копирайтеры – для успешной реализации в этих направлениях самое главное не наличие какой-то корочки, а способность привнести свою уникальность в компанию, в проект. Более того, в профессиях «старого образца» без элемента творчества сложно стать успешным – даже сантехники находят работу через ведение блога в Instagram.

Сегодня люди ищут в профессии не просто достойную оплату и покрытие базовых человеческих нужд, а собственную самореализацию. Человеку важно испытывать радость от возможности реализовать свой потенциал в интересной профессии, и современный мир дает ему эту возможность.

Впервые за долгое время, дорога к успешной самореализации открыта всем вне зависимости от наличия/отсутствия связей или стартового капитала. Главное – это увлеченность своим делом и творческий подход.

Недавний пример: простой казахстанский работник железнодорожной станции Иманбек Зейкенов, 19-летний парень. Музыке он учился по роликам на YouTube. В потоке вдохновения молодой человек создал ремикс на песню «Roses» бруклинского рэпера Saint Jhn. Его ценность увидели миллионы людей по всему миру. В итоге Иманбек стал первым человеком на постсоветском пространстве, который получил премию Грэмми.

Для всех этих моментов, описанных выше, ключевым фактором является развитие творческого мышления и раскрытие своего уникального способа работы. Именно с решением подобных задач поможет тренер творческих ментальных состояний.

Мы, как школа, которая готовит таких специалистов, убедились в их востребованности уже в момент, когда открыли запись на консультации к нашим студентам. В первые несколько дней мы получили порядка ста заявок и были вынуждены временно приостановить запись, чтобы не перегрузить наших учеников.

Компетенции тренера творческих ментальных состояний

Тренер должен обладать базовыми знаниями о психологии личности, глубоким пониманием того, как работает творческий процесс, а также владеть широкими познаниями в области эффективных методик и упражнений развития творческого мышления. 

Для своих подопечных он должен быть и психологом, и коучем, и арт-терапевтом, а иногда маркетологом и менеджером. 

Кому и как помогает тренер

В сознании многих людей творчество – это только пение или рисование. На самом деле творческим процессом может стать все, что угодно. Любой процесс, где человек выходит за пределы сложившихся алгоритмов и стандартов, где создает новый уникальный путь, является творческим. Будь то создание уникальной идеи бизнеса или способа решить какой-то конфликт. Творчество – это выход за пределы обычного (того, как это делают все), чтобы создать что-то новое, уникальное и оригинальное.

Поэтому тренер творческих ментальных состояний – специалист, который поможет вывести работу на новый уровень в любой области, будь то бизнес, медицина, образование или же творчество в буквальном смысле (создание картин, книг, фильмов, блога).

Тренер помогает человеку раскрыть себя, творить, не боясь критики и без оглядки на других, раскрывать себя в процессе и выражать себя через то, что человек делает.

Очень часто я привожу в пример историю создателя аппаратов МРТ Дага Дитца «Doug Ditz», который был крайне огорчен, когда узнал, что его аппараты МРТ приносят эмоциональную боль маленьким пациентам – 80 процентов детей требовались успокоительные, чтобы пройти процедуру сканирования. И даже после успокоительных дети продолжали бояться и плакать. Даг Дитц поставил перед собой задачу изменить ситуацию и стал искать решение. Подключив креативный подход к медицинской процедуре, Даг Дитц оформил аппараты МРТ в стиле целых комнат приключений. Один аппарат МРТ превратился в подводную лодку, другой – в космический корабль. Результатом этого решения стало то, что всего лишь 10% детей требовались успокоительные для прохождения процедуры, в то время как ранее эта цифра составляла 80%. Более того – многие дети после процедуры говорили родителям: «А можно завтра прийти снова?». Именно творческое мышление Дага Дитца кардинально изменило опыт маленьких пациентов. Разве это не успех?

Творчество – это то, что выводит любой процесс на новый уровень. Помогает сделать работу более значимой, ценной и вносит в процесс смысл, а также дарит самому творческому человеку радость от самореализации.

Как тренер творческих ментальных состояний помогает в бизнесе?

Сейчас предпринимательская деятельность кардинально меняется, если раньше бизнес был исключительно индустриальным, построенным на производстве, то теперь самый успешный в бизнесе тот, который создает новое. Это визионерский бизнес, не решающий какую-то существующую проблему, а создающий совершенно новую реальность. Именно те, кто обладает воображением и смелостью (то и другое является неотъемлемыми частями креативного мышления) создают успешные бизнес-проекты, меняющие мир. Эппл, Тесла, Фейсбук – самые громкие компании те, которые идут за своим творческим видением, а не стараются вместить себя в существующие шаблоны.

Если индустриальный бизнес про способность изучить потребителя и стараться угодить его потребностям, стремление угнаться за существующим рынком, то творческий бизнес –тот, который идет за видением творца, владельца. Бизнес, в котором есть своя индивидуальность. 

В современном мире бизнес – не просто способ заработать деньги, а способ самореализации и самоактуализации. Деньги являются лишь побочным эффектом. Проект, построенный на творчестве, не боится конкуренции, потому что он уникален и создается на видении своего владельца. Конкурировать между собой может только одинаковый, шаблонный бизнес, на уровне: у кого выгоднее цена или качественнее продукт.

Творческий бизнес – это бизнес голубого океана. Он уникальный, а потому стоит вне конкуренции. Именно за таким продуктом выстраиваются очереди – как это случается каждый раз, когда на рынок выходит новинка компании Эппл.

Тренер творческих ментальных состояний – это специалист, который помогает предпринимателю раскрыть себя через бизнес и, тем самым, сделать свое дело уникальным, стоящим вне конкуренции.

Личный путь в профессии

Так сложилось, что в своей жизни я параллельно успешно развиваюсь в двух направлениях – как практикующий психолог и сценарист/кинорежиссер.

Как сценарист в какой-то момент я столкнулась с творческим блоком – во время работы над сценарием моего полнометражного фильма поняла, что не знаю куда дальше идти с историей фильма. Я чувствовала, что в сценарии чего-то не хватает, но чего именно – понять не могла. С этого начались мои поиски ответов на вопрос: как действовать, если в сценарии вроде бы все хорошо, но в то же время чего-то не хватает.

Сначала я обратилась за помощью к сценарным консультантам, специалистам, которые читают сценарий, делают в нем пометки. Затем при личной встрече (либо по скайпу) дают обратную связь о том, что, по их мнению, нужно сделать чтобы улучшить сценарий. Консультации таких зарубежных специалистов стоят довольно дорого – около 400 долларов за одну консультацию. Я обращалась к нескольким, однако так и не получила то, чего хотела.

На консультации такие специалисты лишь рассказывали мне общеизвестные истины, которые прописаны в любом учебнике по сценарному мастерству и я, как человек, работающий в индустрии более десяти лет, это и так знала. 

Проблема в том, что сценарные консультанты работали только со сценарием, не рассматривая в этом процессе меня как автора. Они консультировали сам сценарий, не включая в эти отношения меня. 

Поскольку я сама являюсь консультирующим психологом, следующим этапом моих поисков стали консультации у психологов. Но тут столкнулась с противоположной проблемой – психологи работали только со мной, полностью игнорируя мой сценарий. 

Работа с психологом – это всегда интересный процесс, полный открытий о себе, однако это по-прежнему было не то, чего искала я. Психологи не знали и не умели работать и с автором, и с его произведением одновременно, помогая автору находить новую глубину и оттенки собственного произведения. Другими словами, психологи в этом квесте провалились тоже.

Следующим пунктом стали западные креативные коучи. Я прошла несколько обучений креативному коучингу сама и одновременно с этим консультировалась с коучем. Работала с главным креативным коучем Америки Эриком Мейзелом. Это уже было ближе к тому, что искала я, однако мне по-прежнему чего-то не хватало в этой работе. Западный креативный коуч – скорее поддерживающий консультирующий специалист, но в его задачи не входит помочь автору вывести произведение на другой уровень.

С этими специалистами мне не хватало глубины, не хватало какого-то пространства, в котором я могла бы открыть что-то новое о своем сценарии. пространство, где специалист не дает мне ответы, а создает почву, в которой раскроется нечто, что уже есть во мне.

И тогда я сама приступила к изучению литературы о психологии творческого процесса, читала исследования о работе мозга в контексте творчества. Я погрузилась в различные теории творчества – психоаналитическую, аналитическую, гуманистическую, гештальт теорию творчеству, и из всего этого формировалось мое собственное видение.

Я стала применять полученные знания в своем творческом процессе и вскоре завершила написание того самого сценария, с которым ранее были сложности. Следом сняла по нему полнометражный фильм, который, не смотря на микробюджет и отсутствие какой-то либо поддержки и продюсеров, получил премьеру на Каннском кинофестивале, а затем был показан в кинотеатрах в самых больших городах Франции. Так я поняла, что созданная мной система работы с творчеством действует.

Мои коллеги из творческого мира узнав, что я работаю еще и как психолог и использую эти знания в своем творчестве, стали обращаться ко мне за консультациями – именно за такими консультациями, которые я когда-то искала сама: где работа идет и с творческим проектом, и с автором. Таких консультаций они не могли получить ни у просто психолога, ни у специалиста по творчеству, – они искали то же, что искала когда-то и я.

Параллельно с этим, ко мне стали обращаться и психологи, которые хотели раскрыть в себе творчество для того, чтобы транслировать свои консультативные услуги через блоги и написание статей.

Я уже не могла брать новых клиентов, а когда меня просили к кому-то их перенаправить – мне некого было порекомендовать. Вокруг не было специалистов, которые бы знали и психологию, и нюансы творческого процесса. В какой-то момент одной меня стало не хватать на все консультации, и я увидела потребность в специалистах, которые работают так, как это делаю я.

В тот же период мне попался Атлас Профессий, и среди новых профессий в нем числился именно такой специалист – Тренер творческих состояний, – это специалист по майнд-фитнесу, умеющий приводить людей творческих профессий в «состояние потока» и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. И это стало точкой, в которой паззл сложился. Так мне пришла идея создания курса Тренер творческих ментальных состояний, где я передаю студентам свою систему знаний о работе с творческим процессом.

Перспективы профессии 

Какое-то время назад главным качеством в обществе был показатель IQ – интеллект, основанный на логическом мышлении. Затем люди стали понимать важность другой составляющей интеллекта – эмоциональной EQ, сейчас же на первый план выходит значимость творческого мышление CQ (Creative Intelligence) – способность мыслить нестандартно, вне шаблонов. И потребность в развитии творческого типа интеллекта будет только расти, а значит будет расти и потребность в специалистах, помогающих развить этот способ мышления.

Редакция [Светлана Золотар]: Светлана Золотар, основатель и главный редактор Business Story. Больше 10 лет опыта в контенте, маркетинге, медиа и PR. И больше 15 лет в управлении проектами и компаниями. Писатель, издатель, маркетолог и евангелист минимализма.