Поверить в себя: 3 истории предпринимателей, открывших свое дело в пандемию

Глобальные изменения в экономике и мире вообще заставляют не только быть гибкими и учиться подстраиваться, но и помогают посмотреть на свою жизнь под другим углом. Сегодня мы расскажем о том, как PR-менеджер, госслужащая и топ-менеджер банка решили изменить свою жизнь и начать собственное дело.

Юлия Царева: от PR-менеджера к основанию коммуникационного агентства

генеральный директор коммуникационного агентства FAVES Communications

В 2020 году я ушла с основной работы и открыла коммуникационное агентство полного цикла. В список наших услуг входит классический PR (работа со СМИ), Influence Marketing, SMM, Яндекс.Дзен, организация мероприятий, продюсирование съемок, TikTok и т.д. Выбрала для себя этот путь так как это то, что меня вдохновляет каждый день, мотивирует и доставляет удовольствие. 

В сфере PR я уже больше 10 лет, до этого работала наемным сотрудником также в PR-агентстве. Но 2020 год стал поворотным в карьере, и было принято решение уйти в свободное плавание. Да, тут есть свои трудности в виде повышенной ответственности, отсутствия уверенности в постоянном “стабильном” заработке, но зато есть и шикарная рабочая вдохновляющая атмосфера, желание “обновляться” и “обрастать” новыми знаниями, становиться лучше в своей отрасли. Этот год четко дал понять – старые схемы работы дают сбой. Ты или развиваешься, или уходишь в небытие и присоединяешься к клану нытиков. Для себя я выбрала первое! И присоединилась к тем, кто готов к реалиям “нового” мира. 

Потому что нет ничего круче того, чем быть ответственным за свой собственный мир. 

Только в своем бизнесе ты можешь выбирать клиентов с которыми тебе искренне и хорошо работается, клиентов, которые также горят своим делом, как и ты. Это невероятный опыт.

Проблемы, с которыми столкнулись:

  • Подбор людей в команду: невероятно сложно найти “горящих” своей работой людей. Очень много сил и энергии уходило и уходит на это. Однако, уже вырисовались определенные инструкции по найму, которые работают почти безотказно.
  • Обеспечение потока клиентов в агентство, работа над собственным продвижением (нехватка рук на себя).

Главные инсайты: 

  • Не отказываться от своей мечты ни при каких обстоятельствах; 
  • Всегда идти до конца; 
  • Делать только то, что нравится; 
  • Если не нравится – то делегировать; 
  • Брать в команду только лучших, если кажется, что не твое – значит не твое; 
  • Если чего-то боишься – то туда нужно идти.

Планы на будущее — активное расширение каналов собственного продвижения, запуск сайта, подкрепление команды.

Анна Коровацкая: из госслужащего к массажной студии и дизайну презентаций

В мае 2021 года я уволилась с госслужбы. Это была моя первая работа, работала в отделе пресс-службы. Прошла все этапы от доставщика газет до управления небольшим отделом по реагированию. Опыт работы в Департаменте образования чуть больше 5 лет.

Сейчас я открыла свою массажную студию SENSMOOD и занимаюсь дизайном презентаций.

Я поняла, что на этой работе уже скоро достигну своего потолка. Это и отсутствие возможности влиять на свой заработок стали для меня главными причинами увольнения. Для госслужащих закрыты почти все способы дополнительного заработка. Я понимала, что могу больше, и научилась делать презентации. Но брала на себя не только дизайн, но и анализ материалов, выделение смыслов. Так как у меня был довольно обширный опыт в PR, я очень быстро начала находить клиентов. Я успела поработать с крупными компаниями как самозанятая и стала зарабатывать больше, чем получала на ГГС. 

Потом появилась идея открыть салон массажа, так как сама очень люблю массаж, и мне хотелось свое дело рядом с домом. В июле 2021 года я его открыла, а уже в сентябре вышла на самоокупаемость и минимальную прибыль.

Сейчас я также продолжаю делать презентации, но уже совсем по другой цене, а также занимаюсь развитием салона.

Проблемы в основном были мелкие и надуманные. Например, первые месяцы открытия очень нервничала, потому что была маленькая запись, не могла найти администратора или приходилось менять направления массажа (изначально у меня должен был быть салон только для девушек, но потом решили, что мужчинам тоже он нужен). Также постоянно сталкиваюсь с проблемами в БЦ, где арендуем помещение, управляющая компания постоянно перекладывает ответственность с одного человека на другого. Например, летом у нас в помещении было +30 и вентиляция вообще перестала работать, погибал весь БЦ, а руководство ничего не предпринимало. Пришлось придумывать выход из ситуации самостоятельно.

Самый главный инсайт: идти туда, где страшно. Перед открытием салона мне было супер страшно, я почти не спала, но как только ремонт был сделан, меня отпустило. Главное структурировать план и понимать как сделать классно, чтобы люди к тебе возвращались.

При открытии своего дела необходимо быть и бухгалтером, и маркетологом, и классным управленцем. Надо уметь быстро находить информацию и разбираться почти во всем.

В будущем я планирую открыть сеть массажных салонов в Москве, а также постоянно ищу новые идеи для бизнеса, чтобы попробовать разные направления.

Андрей Машковцев: от директора банка к продюсированию образовательных проектов

Я работал управляющим директором в топ-3 банков РФ. Общий опыт работы в банке более 12 лет, опыт на управленческой позиции в головном офисе в Москве более 3 лет. Сейчас занимаюсь продюсированием образовательных онлайн проектов и школ. Также основал компанию по внедрению современных технологий в бизнес.

Мир меняется. Меняются подходы к обучению, расширяются возможности для коммуникаций и нетворкинга. Неспособность крупных компаний дебюрократизироваться, создать гибкую и прозрачную систему реализации потенциала собственных сотрудников, подтолкнула меня работать на себя. Реакции на рынок и изменения в мире неприлично заторможены в крупных компаниях. Подрастающие поколение совершенно не будет заинтересовано работать в офисах. Вишенкой на торте была обязательная вакцинация. У меня медотвод, не положено по здоровью. От работы меня отстранили, но приезжать в офис и отправляться в командировки также запретили, а это неотъемлемая часть моих обязанностей.

После увольнения высвободилось огромное количество времени на реализацию проектов. Каждое действие подразумевает за собой эффективный результат. Никаких ненужных совещаний, бесполезных отчетов, формальных решений и размазывания ответственности по управленческой вертикали. От этого энергия с каждым днём только множилась. С ней множилась и уверенность в успехе, кратно превышающем успехи в найме в рублевом эквиваленте.

На старте были в основном проблемы психологического плана. Потеря источника стабильного дохода дезориентирует. Периодически возникают мысли о провале. Но чем больше эффективных действий предпринимаешь, тем меньше негативных мыслей посещает.

В течение первой недели все отрицательные программы устранил и уверенно смотрел в будущее. Планировал и реализовывал.

Главные инсайты:

  1. Работая на себя можно зарабатывать кратно больше, затрачивая меньше времени, т.к. ненужные действия исключаешь.
  2. Мышление меняется как только увольняешься и выходишь в мир полный возможностей, талантливых и свободных людей.
  3. В мире бизнеса много динамики и возможностей, нужно пользоваться и быть частью этого движения.

В будущем планирую масштабировать свой бизнес и обучать начинающих предпринимателей быстро перестроится и получать результат в реализации своих талантов и навыков.

Создаю команду специалистов по стране, в перспективе 3 лет планирую выйти в другие страны.

Редакция [Светлана Золотар]: Светлана Золотар, основатель и главный редактор Business Story. Больше 10 лет опыта в контенте, маркетинге, медиа и PR. И больше 15 лет в управлении проектами и компаниями. Писатель, издатель, маркетолог и евангелист минимализма.