Валерий Федотов, учредитель компаний с оборотом 6+ млрд в год, рассказывает о том, как путь предпринимателя зависит от внутреннего развития и почему так важно строить свое дело, основываясь на ценностях.
Я всегда был человеком, у которого было несколько бизнесов.
Но начинал, как многие: по ночам разгружал мешки на товарной станции Кушелевка, днем занимался ремонтами квартир. Во время очередного ремонта, моё усердие так понравилось хозяину квартиры, что мы несколько часов увлеченно что-то обсуждали, тогда и началась наша дружба, а в последующем – партнерство. Это был период, когда простые навыки оказывались важнее опыта, а настойчивость всегда была результативна.
За время работы по ремонту квартир я накопил денег и решил вложить их в свое дело — молочный киоск! Это было предметом моей гордости. Я – предприниматель! Привлек партнеров, поставил киоск на правильном месте (как мне казалось), с правильным ассортиментом – молочная продукция, всегда будет спрос! Покрасил в яркий желтый цвет чтоб он был заметен. И вот уже был готов начать торговую деятельность, как киоск украли. От киоска остался только след на снегу и оборванные провода.
Мы искали его весь день: на другом конце города, у метро Гражданский проспект среди 300 киосков я увидел его, заботливо перекрашенный, с подключенным электричеством и торгующий — нашей сметаной и сырками! С помощью правоохранительных органов мы с моими партнерами вернули наше имущество. Продали остатки товара (те самые сырки и сметану), а через 3 дня продали и этот бизнес, решив, что такие риски и хлопоты не оправданы.
Из своего первого предпринимательского опыта я сделал для себя 3 вывода:
- Любой бизнес может исчезнуть и всегда нужно быть готовым начать заново.
- Важно работать с партнерами, с ними можно разделить риски и решить любые проблемы.
- Быть готовым защищать и отстаивать свои права всегда — одно из важных качеств предпринимателя.
Начало большого бизнеса
Но я не остановился, продолжал пробовать себя в малом бизнесе и когда осознал, что уже понимаю как он строится и работает решил масштабироваться!
Мы с моим партнером открыли магазин – 140 метров, 7 сотрудников, включая меня, и всего 500$ инвестиций на покраску стен и ремонт входной двери. Ассортимент был огромен: от видеомагнитофонов до сантехники.
Помню день, когда в магазин зашли Анатолий Собчак и Людмила Нарусова купить электрочайник. Мне пришлось показать все электрические чайники. Я наливал, включал, потел, чайники закипали, но не отключались. Я приносил со склада новые и новые. Это продолжалось пока чайники не закончились. Спойлер: один из чайников все таки отключился – нам лишь нужно было подождать чуть больше, 40 секунд.
После этого случая я убрал все чайники из ассортимента и мы сфокусировались на продаже инженерной сантехники — этим тогда никто профессионально не занимался.
Так начался большой бизнес — компания «Фитингвиль».
Эта история развилась в 18 филиалов, 800 сотрудников и 8 млрд ежегодного оборота с вхождения в тройку лидеров рынка.
Как это случилось? Мы начали с определения ценностей.
- Не отказывались от наших поставщиков, а каждый экономический кризис мы использовали чтобы шагнуть выше, начать делать то, о чем даже не мечтали раньше. Очень много учились. Компания росла, потому что росли мы.
- Рисковали. Однажды я пришел к своему партнеру и попросил все наши деньги, тогда это было 600 тыс. евро, на то чтобы купить новую информационную систему Axapta. Для сравнения, сейчас внедрение такого уровня стоит 2–3 млн. евро. К моему изумлению, он согласился. Мы сделали лучший проект в Восточной Европе и получили кучу наград от Майкрософт за это. И уже через год, благодаря эффекту внедрения, мы вернули инвестиции за счет новых возможностей.
- Хорошо платили за хорошие результаты. Например, мой партнер дал возможность мне реализоваться как предпринимателю внутри большого корпоративного бизнеса, посредством увеличения своей доли — я выкупал акции по мере своих достижений. Так увеличил свой пакет с 5 до 50%.
В итоге нас заметили, сразу 2 европейских гиганта (Wolseley, Saint Goben) с оборотами от 40 млрд$. Сделали предложение о покупке компании, тогда я понял сколько стоит то, что я строил последние 10 лет своей жизни – 30 млн евро!
Поиски новой идеи и новых смыслов
Я понял, что у меня уже есть опыт, связи, успешный бизнес и я увидел следующую цель — построить федеральную компанию. Эта цель бодрила меня ровно 4 года, пока не словил себя на мысли, что перегорел, потерял ту самую идею, ради которой просыпаешься по утрам.
Новость о том, что я попал в первый кадровый резерв в стране нового президента очень подбодрила, я начал кампанию, вложил много сил, времени и денег. Закончилось это тотальным разочарованием. Я потерял миллион долларов на проведении избирательной кампании. У меня впервые в жизни случились серьезные проблемы со здоровьем. Мне понадобилось время, чтобы восстановиться и найти новые смыслы.
И вот я оказался в точке ноль. Я не мог сразу организовать крупную компанию, поэтому решил, что самый простой способ войти в большой бизнес — это пойти работать в найм. Я заполнил анкету на hh.
Меня пригласили в Мираторг, под задачу открыть 500 супермаркетов по стране с объемом инвестиций 11 млрд.руб.
У меня горели глаза, но через 3 месяца я понял, что авантюризм — это не предпринимательство. Когда не ты определяешь правила игры, тяжело сохранить интерес и быть эффективным. Этот опыт показал мне что я не везде применим. Я многое почерпнул из этого опыта, но решил вернуться в свои проекты.
Новые смыслы — новый бизнес
Тогда я понял, что нужно переключиться и искать смыслы дальше: я строил себе загородный сад в Репино и невольно наблюдал как устроен бизнес подрядчика. Глядя на происходящее я подумал, что в какой-то момент моя жизнь закончится, что останется после меня? Дети понятно. А останутся ли после меня результаты моих бизнесов? Будет ли это нужно кому-то и будет ли это радовать людей? И вот размышляя над этим, я понял, что хочу создавать сады!
Когда я уйду, Скандинавские сады, которые мы создаем, будут вдохновлять и радовать людей и через 20, 30, 40 лет. Это точно то, что остается после меня. И я понял, что создавая сады я могу быть больше, чем есть сейчас и смогу отдавать себя через красоту. Меня это так увлекло, что я занялся коллекционированием и один из самых дорогих слотов в моей ландшафтной коллекции стала редкая по кондиции рябина Додонг.
А 3,5 года назад, мы с моим партнером создали Ландшафтную студию L.BURO.
Сегодня L.BURO – единственная ландшафтная студия в стране, которая зарегистрировала свою стилистику как товарный знак. Нам принадлежит бренд Скандинавские сады. Чем они отличаются отличается от остальных? Мы создаем сады, в центре которых человек и его состояние. Что особенно важно в наше непростое время. Сад становится местом, где можно восстанавливать силы, напитываться энергией и мечтать. Как это делаю я в своем саду.
Советы тем, кто начинает свое дело
Если весь мой предпринимательский опыт осмыслить в 3 советах молодым предпринимателям, и в том числе себе в самом начале пути, то это:
- Будьте готовы к переменам: всегда будьте готовы начать заново, используя кризисы как возможности для роста и обучения.
- Работайте с партнерами: делите риски и решайте проблемы вместе с партнерами, что поможет достигать большего.
- Отстаивайте свои права и ценности: защищайте интересы бизнеса, учитесь новому, рискуйте разумно и стройте бизнес на прочных ценностях.
Подводя итог, скажу, что у меня всегда было несколько идей для заработка, и интерес к новому преобладал над страхом. Я проходил через кризисы, неудачи и подъемы, пробуя новые направления в бизнесе. Опыт показал, что бизнес, построенный на ценностях может принести 30 млн евро, а скандинавские сады научили, как важно иметь место силы и редкое дерево в саду на которое смотришь каждое утро.