Work smarter, not harder: Мария Платонова о том, как работают зумеры и как руководителям подстроиться под новые запросы молодого поколения

binary comment

Мария Платонова — CEO коммуникационного агентства F P R. C 2002 года компании пришлось пройти через много кризисных моментов и изменений, в том числе и на рынке труда, куда активно выходят зумеры. В статье для Business Story Мария рассказала, какие особенности поколения Z замечает на примере своей команды и как руководить молодым коллективом.

Когда все заговорили о зумерах

Большими изменения на рынке труда запомнился ковидный год. Пока мы все перестраивали рабочие процессы в офисе, представители поколения Z (людей, родившихся с 1996 по 2010 годы) заканчивали университеты и стали свидетелями этих глобальных изменений: как минимум, офисная работа в формате 5/2 резко сменилась на удаленную. Это повлияло на восприятие молодыми людьми карьеры. Когда поколение Z вышло на работу, кроме гибридного графика они показали и другие принципы: никаких переработок без оплаты, бесполезных зумов и неэкологичного общения внутри коллектива (даже с руководителем). Игнорировать особенности зумеров работодателям не получится: ожидается, что в ближайшие годы число работников поколения Z в два раза превысит количество бэби-бумеров (1944–1963 годы рождения).

Про команду FPR

У нас молодая команда: средний возраст сотрудников — 23–24 года, как раз поколение Z. Меня искреннее восхищает наличие у них внутреннего стержня, четкого понимания своих желаний и целей, врожденный навык сохранять баланс. Это я называю «зумер в плюсе». Такие ребята начинают работать раньше и через короткое время, в том числе благодаря уверенности в себе, претендуют на более интересные должности и условия работы.

Если «зумер в минусе», то я замечаю у него бестактность в общении, низкий уровень эмпатии и неумение поддерживать рабочую коммуникацию. Как руководитель именно с молодыми ребятами я чаще всего ощущаю отсутствие надежности. Уже не удивляюсь, если сотрудник внезапно передумает, что ему нужна эта работа.

Расскажу два кейса, которые случились совсем недавно.

  1. После выполнения тестового задания на отлично и успешной стажировки девочка записала мне кружок в Телеграме с размышлением, что «развитие в инфлюенс-маркетинге — это не про нее, но давайте будем на связи, если у вас появятся более интересные вакансии».
  2. К нам устроилась девочка, 19 лет. Ее опыт и тестовое мы оценили на уровень джуниор+. В первый рабочий день она подключилась к синхрону из машины. Спросила ее, удобно ли говорить. Все было окей, мы продолжили. Вечером в этот же день предложила ей встречу один на один в 18:00, она попросила провести синхрон в 21:00, так как сейчас у нее «посиделка на даче с шашлыками». Спасибо за честность! Напомню, что мы работаем с 11:00 до 19:00, и все сотрудники в это время должны быть на связи.

Не буду утверждать, что все поколение Z так себя ведет. В моем опыте много хороших примеров, как «зумеры в плюсе» умеют чувствовать ситуацию и подстраиваться под нее.

Сложности в работе с зумерами

В отличие от старшего поколения у молодежи нет четкой мотивации. Это не они плохие, просто материальный мир стал проще: все можно арендовать — владеть необязательно. А придумать реальную цель могут не все зумеры.

Кроме этого, у поколения Z есть ценность, которая раньше воспринималась как оскорбление. Они хотят быть как «перекати-поле», то есть попробовать себя в разных сферах, пожить во многих странах, менять увлечения. Поэтому мне все сложнее придумывать, как заставить зумеров хорошо работать.

К счастью, есть ребята, которые способны находить радость от результатов своей работы. Их плюс — способность не зацикливаться на бытовых вещах и получать удовольствие от профессионального роста.

Многие в нашей команде остаются работать после стажировки. Наше агентство — их первая официальная работа. Я умиляюсь, когда они фотографируются со своими трудовыми книжками. Но есть минус: в какой-то момент они начинают думать, что если здесь так здорово, то значит, дальше будет еще круче. Как быть? Смириться, что я их первая любовь, или найти решение, которое убедит сотрудника не прыгать, а получить максимум опыта в нашем агентстве? Тогда я ищу, как показать зумеру, что крепкие трудовые отношения так же ценны, как личные.

Что делать руководителю, если в его команде зумеры

Делюсь, какие подходы к зумерам я применяю в нашей команде на примере разных принципов поколения Z.

Зумеры не держатся за одно рабочее место

Даже внутри крупной компании и в составе классной команды зумеры преследуют свои цели. Они знают, зачем им та или иная работа. Поэтому среди поколения Z много фрилансеров. Так что в компании они остаются до тех пор, пока рабочие задачи помогают им двигаться в нужном направлении, набирать скиллы и наполнять портфолио. Некая эгоцентричность — неплохо: сотрудник более активно включается в работу, когда имеет личную мотивацию.

Мой совет

Не переживайте, что зумер может уйти от вас. Думайте о том, насколько он продуктивен в данный период. Идеально, если у зумера будет руководитель-наставник, который будет давать обратную связь. Нужно не просто дать задачу, но и объяснить, зачем ее нужно сделать. А инструменты для решения зумеры найдут сами. Тут еще поможет гибкий график, считаю его рациональным. Сотрудника оценивают за качество и скорость выполнения задачи, а не за то, сколько часов он высидел на работе.

Зумерам тяжело концентрироваться на задачах

Проблемы с концентрацией и стабильностью у поколения Z есть, но при этом они универсальные сотрудники. Быстро учатся и могут брать на себя функционал других отделов, совмещая разные направления. Это круто для брейнштормов, компексных проектов, общей командной насмотренности. Кстати, она у зумеров хорошая: они замечают необычные форматы, любят отсылки к поп-культуре, не пропускают тренды.

Мой совет

Давайте возможность зумеру проявляться в направлениях, которые не входят в его должностные обязанности, но отвечают его интересам. Так он быстро вырастет и станет топ-сотрудником. А если нужно внедрить зумеров в сложные процессы, это легко сделать с помощью гайдов, чек-листов и базы знаний. У нас они в тексте, но мы хотим сделать и видеоформат для онбординга.

Зумеры участвуют в проектах на стороне

Да, у многих из нашей команды есть проекты вне основной работы. Кто-то фотографирует или дизайнит на фрилансе, у кого-то свой винтажный магазин, некоторые пишут рассказы и ведут блоги. Круто, когда должностные обязанности пересекаются со сферой интересов.

Мой совет

Главное — убедитесь, что зумеры четко расставляют приоритеты и их собственные проекты не влияют на качество основной работы. «Зумер в плюсе» внимательно относится к балансу работы и личной жизни. Я знаю, что на удаленке он может параллельно делать свои дела, но у ответственных и осознанных зумеров рабочие задачи будут закрыты. Это вопрос про умение быть многозадачными. Еще рекомендую следить за увлечениями зумеров: может, у вас получится дать им проект, в котором они реализуют все свои запросы.

Зумеров не мотивирует стабильность и крупные проекты

Это так, зато их вдохновляют сотворчество и ценные смыслы. Они чувствуют себя реализованными, когда результат работы для них важен и соответствует их пониманию успеха.

Мой совет

В работе с зумерами точно снижайте формальный контроль, созвоны ради созвонов и внутреннюю отчетность по каждому вопросу. На начальном этапе формируйте с молодым сотрудником доверительные отношения, тогда он будет ответственно работать и проявлять активность. А контроль может сбить мотивацию, потому что ценность свободы и индивидуального подхода к работе очень высоки.

Бестактность зумеров

К сожалению, в своей практике я часто с этим встречаюсь, но это вопрос не поколенческих различий, а воспитания.

Мой совет

Объясните зумерам, что они смогут повлиять на лидеров корпораций, если будут говорить с ними на одном языке. Иными словами, зумеры могут стать более влиятельными, если сумеют донести свое сообщение так, чтобы оно понравилось старшим коллегам и руководителям. Если мы ищем подходы к зумерам, то и они должны идти на компромиссы.

Нужно ли перестраивать рабочие процессы под зумеров

Меняться, безусловно, нужно. Мы должны становиться гибкими и более доступными для новых талантов, потому что нам никак без молодых. Не надо строчить гневные комментарии о поколении Z — стоит принять правила игры. То, что понятно нам, старшим сотрудникам, может быть неочевидно для зумеров. Z-поколение задает много вопросов (и это хорошо!), и на них надо уметь отвечать.

Кандидатов-зумеров я обычно собеседую, моделируя возможные ситуации на работе, и наблюдаю за реакцией. Обязательно спрашиваю про ожидания от работы и комментирую, насколько они соответствуют условиям, которые мы предлагаем. Мне важно не сбить вдохновенный настрой, но при этом немного снизить градус романтики, чтобы в будущем зумер не разочаровался.

Редакция [Светлана Золотар]: Светлана Золотар, основатель и главный редактор Business Story. Больше 10 лет опыта в контенте, маркетинге, медиа и PR. И больше 15 лет в управлении проектами и компаниями. Писатель, издатель, маркетолог и евангелист минимализма.