Как ковид и ценности компании влияют друг на друга

Эпидемия коронавируса продолжает оказывать сильное влияние на экономическую жизнь людей, компаний, стран, короче говоря, всей планеты. Юлия Фомичева, специалист по работе с сотрудниками ГК CSoft, рассказывает почему именно в эту пору становится еще более понятной важность корпоративных ценностей для сохранения экономической устойчивости и дальнейшего роста.

Ценности компании — это, как известно, ориентиры для сотрудников, в том числе, новичков, а также клиентов и инвесторов, по которым судят о надежности, открытости компании. Ценности – основа корпоративной культуры, проявляющаяся в производственных и бизнес-процессах, работе с клиентами, отношениях внутри коллектива между рядовыми сотрудниками, сотрудниками и начальниками и т.д. Ценности объединяют людей в достижении единой производственной цели, потому что вне зависимости от статуса все они одинаково понимают, ради чего работают и солидарны в этом.    

Ценности, как лакмусовая бумага проявляет искренность людей, включенных в общий процесс. И это очень важно. Ведь тот, кто не разделяет ценности компании, не сможет эффективно там работать из-за своего внутреннего конфликта, и непременно рано или поздно уйдет из компании. 

Оформленные в виде внутреннего корпоративного документа ценности сегодня в нашей стране не такая уж и редкость. Крупные российские организации следуют благотворному примеру преуспевающих мировых компаний, декларирующих свои ценности и опирающиеся на них в своей деятельности. Даже стартапы не пренебрегают ценностями, поскольку для них критичным будет даже небольшое число сотрудников, не разделяющих ценности, которые учредителями стартапа взяты в качестве основы организации всей деятельности растущей компании.       

Конечно, не всегда принципы корпоративной культуры становятся официальными регламентами, но придерживаться ценностных правил так или иначе стремятся большинство хозяйствующих субъектов. Вдумчивые владельцы стартапа сразу же договариваются о базовых ценностях компании, на которые они и растущий коллектив в дальнейшем будут ориентироваться.

Специалисты в области human resources рекомендуется основательно проработать ценности, из которых органично произрастет миссия компании и в целом её корпоративная культура. Последняя может стать в идеале отличительным признаком компании на рынке, ее флагом, если хотите.

Ценности описывают все, что происходит в компании: общение друг с другом, поведение с клиентами, повышение квалификации, принципы оценки производственных успехов и продвижения по карьерной лестнице, порядок проявления инициативы и так далее. При приеме на работу каждый кандидат сможет сопоставить ценности компании со своими взглядами, и – никакого «кота в мешке».

Если сотрудники принимают корпоративные ценности, это помогает им почувствовать себя членами команды, и такая вовлеченность непременно положительно скажется на продуктивности их работы. Снизятся риски неудовлетворенности, текучести кадров.

В небольших компаниях носитель ценностей, как правило, руководитель или владелец бизнеса. Он сам общается с сотрудниками и объясняет им базовые требования ценностного характера. Если компания становится крупнее, понадобится создать специальную структуру внутренней трансляции ценностей. Привить сотрудникам ценности компании — дело не быстрое. Необходимо подобрать правильный формат обучения, который им понравится. Эффективность обучения проявится в том, станут ли они разделять ценности компании и затем самостоятельно транслировать их.

Эпидемия ковида и строгости администрирования, к которым мы едва ли не привыкли за последние полтора года, стали хорошей проверкой корпоративных ценностей, принятых компаниями. Если сотрудники перешли на удаленку, надо ли им общаться, как прежде? Кто-то решит, что теперь можно брать на себя лишь часть ответственности за результат, работать без графика. А какие нормы выработки в этом случае сохраняются? А как быть с обещанным профобучением? Как должна оплачиваться удаленная работа?

Все смешалось, все не так, как было, а значит какие-то работники могут сами решать, какой набор ценностей им теперь подходит. И вот мы получаем «разнообразие наборов». И коллективная работа не клеится.

Ослабевает чувство сопричастности общей цели. Это — прямой вызов устоявшимся традициям и нормам. В этом случае требуется обстоятельная корректировка ценностей компании и совершенствование практики их применения.

В какой бы «виртуальной обстановке» не происходила работа, сотрудникам организации все равно требуется общение с коллегами и, очевидно, –  еще больше внимания и поддержки со стороны руководства.  

Правы те компании, которые в период перехода значительного числа своих работников на дистанционную работу в home office, помогли им обустроить рабочее место, отладили общий график взаимодействия и каналы связи, проявили особую заботу о самочувствии сотрудников и организовали добровольное медицинское обследование и вакцинацию. 

Недавние исследования компании Делойт показали, что 22% респондентов включили позиции соответствия корпоративных ценностей своим ожиданиям в перечень приоритетных. Остальные, хоть и отметили в приоритетном списке иные параметры, также ожидают от работы удовлетворения и сопричастности общему бизнес-процессу.

Ясное понимание пользы от своей профессиональной деятельности, принятие ценностей компании, в которой они работают, сегодня для работников стало гораздо важнее, чем было ещё совсем недавно.

Редакция [Светлана Золотар]: Светлана Золотар, основатель и главный редактор Business Story. Больше 10 лет опыта в контенте, маркетинге, медиа и PR. И больше 15 лет в управлении проектами и компаниями. Писатель, издатель, маркетолог и евангелист минимализма.