Люди передают друг другу смыслы с помощью историй испокон веков. Прямолинейные бабушки всегда говорили внукам, что врать — плохо. Бабушки с фантазией могли поведать сказку про то, как мальчик-врун попадает в нелепые ситуации и спасается, отказавшись от лжи. Классические басни — отличный образец, на который ориентируются современные сторителлеры. Да и вообще у хороших писателей, художников, режиссёров можно бесконечно учиться искусству повествования.

Сторителлинг — это комплекс знаний о том, как донести до аудитории нужную информацию с помощью рассказа историй.

Сторителлер не просто рассказывает захватывающие истории, воздействующие на ваши эмоции и мировоззрение. Он понимает, как это использовать в собственных прагматичных целях — в бизнесе, политике, менеджменте и… образовании. Словом, везде, где нужно привлечь внимание аудитории и «загрузить» в неё свои идеи.

Сосредоточимся именно на этой цели, которая для преподавателей не менее актуальна, чем для создателей рекламы: быстро «захватить» аудиторию, которая вовсе не собирается вас слушать.

Дизайнер онлайн-курсов Эллен Бёнс-Джонсон, основываясь на своём опыте, предлагает 4 стратегии сторителлинга, которые помогут вам в вашем учительском деле.

Предложите решить интересную проблему

Никогда мы так не включены в происходящее, как при необходимости принять решение. Какой вариант выбрать? Какой шаг сделать? Осознание, что сейчас можно победить или проиграть, сделать что-то правильно или неправильно, любого заставит быть внимательным.

Ваша история должна ставить перед слушателями проблему: как выжить герою фильма «Марсианин», с чего начать распутывать дело Шерлоку Холмсу. Для проблемного сюжета вовсе не обязательно что-то придумывать: примеры вызовов и поисков решения есть в тысячелетней истории человечества, в фильмах и в повседневной жизни ваших учеников.

Начните с действия

Современные блокбастеры не начинаются с долгого объяснения условий. Они начинаются с действия. Это не значит, что перед воображением аудитории должны сразу возникать картины борьбы жизни и смерти. Но сначала погрузите слушателей в происходящее — а потом уже объясняйте, что к чему.

Уделите внимание деталям

Детали оживляют историю. Мало того, иногда они запоминаются больше, чем перипетии сюжета. Например, многие слышали когда-то о том, что Петр I стриг боярам бороды. А вот исторические обстоятельства, что же на самом деле происходило, смогут пересказать лишь единицы. У великого древнего полководца Ганнибала были боевые слоны — это популярный факт «на слуху». А что там случилось с Карфагеном (слышали-слышали, он вроде как «должен быть разрушен») — не такая распространённая информация.

Детали помогают создать образ, который делает историю более живой и эмоциональной. Но иногда они могут уводить в сторону от содержания, поэтому…

…Не перестарайтесь!

Каждая новая деталь требует от аудитории ещё немножечко внимания и усилия, чтобы удерживать основную мысль, и тут возникает опасность «перегрузки». Эллен Бёнс-Джонсон отмечает, что в фильме «Марсианин» (который стал для неё основой размышлений о стратегиях сторителлинга) мы знаем, какую музыку любит команда NASA (милая деталь, делающая образы человечнее), но почти ничего не знаем, например, о семье героя, потому что она для сюжета не имеет значения.

Если вам нравятся более классические примеры, обратитесь к творчеству Эрнеста Хемингуэя — он мастер создавать характеры и обстоятельства с помощью небольших точных штрихов.

Обычно мы склонны считать содержание того, о чём мы говорим, гораздо более важным, чем то, как мы говорим. Мол, кому надо — и так услышит и поймёт. Но отдавать внимание учеников воле случая слишком легкомысленно, ведь без него обучение становится фикцией. Используйте разнообразные инструменты, чтобы им управлять — например, сторителлинг.


Источник: newtonew.com