ВКонтакте для бизнеса и ResearсhMe провели исследование и выяснили, как предприниматели ищут партнёров для бизнеса, как распределяют прибыль и обязанности, ищут ли компромисс в спорах и в каких случаях расстаются.

Большинство предпринимателей, привлекающих партнёров в свой бизнес (78%), делают это на этапе его запуска. Остальные ищут компаньонов уже в работающую компанию. Половина опрошенных (54%) отметили, что целенаправленно искали компаньонов, остальные – встретили их случайно. 

Главной причиной поиска партнёров 42% опрошенных называют желание увеличить свою продуктивность. Почти столько же (41%) отмечают сложность начать бизнес в одиночку. Треть предпринимателей хотят разделить ответственность, а 27% нужен «свежий взгляд».

Почти каждый второй (43%) находит партнёров среди близких друзей и родственников, а каждый третий — среди знакомых. Кроме того, россиянам помогают искать бизнес-партнёров знакомства на работе (16%), бизнес-мероприятия и рекомендации (по 10%), а также социальные сети (9%) и интернет (8%). Интересно, что половина респондентов считают, что ведение бизнеса с друзьями и родственниками положительно сказывается на его развитии.

Самым распространённым оказалось ведение бизнеса втроём — 38% опрошенных заявили, что у них два бизнес-партнёра. Чуть меньше предпринимателей ведут бизнес вдвоём (35%). У оставшихся — три и более компаньонов.

Только 33% бизнесменов готовы делить прибыль с партнёрами поровну. Уверены в том, что её распределение должно зависеть от результатов работы, — 20% респондентов, а 18% — что всё зависит от первоначальных договорённостей.

ВКонтакте для бизнеса и ResearchMe также выяснили, как предприниматели ведут себя при появлении разногласий. Споры между партнёрами возникают у 91% предпринимателей. Большинству (76%) всё же удаётся найти компромисс. В 13% случаев каждый остаётся при своем мнении. И лишь в 7% конфликтных ситуаций спор продолжается до тех пор, пока один партнёр не уступит другому. Остальные ничего не предпринимают для решения конфликтов.

Каждый третий предприниматель рассказал, что ему приходилось расставаться с партнёрами. Чаще всего они не сходились во взглядах на бизнес или замечали халатное отношение коллеги к своим обязанностям (по 34%). Для части предпринимателей (28%) причиной послужило несоблюдение договорённостей.

Каждый четвёртый признался, что поймал партнёра на обмане.

Ещё 19% заставила разойтись некомпетентность коллеги, а 11% — негативная обратная связь от сотрудников. Интересно, что женщины расставались со своими партнёрами по бизнесу в полтора раза реже мужчин. Они также чаще мужчин считают, что доли между партнёрами в бизнесе должны распределяться в зависимости от уровня ответственности. Мужчины же чаще уверены, что их нужно делить поровну. В остальном отношение к партнёрам в бизнесе у мужчин и женщин практически не отличается.

Наталия Якунина, директор по продвижению продуктов ВКонтакте для бизнеса:
«Исследование показало, что зачастую предприниматели разрывают взаимоотношения со своими бизнес-партнёрами: они слишком по-разному видят распределение долей и доходов, не всегда готовы идти на компромиссы. Умение строить эффективные бизнес-коммуникации сейчас выходит на первый план. От этого напрямую зависит эффективность и прибыль любого дела. Договариваться “на берегу” — принцип, который важно взять на вооружение всем предпринимателям, которые только начинают вести совместный бизнес. Не менее важно фиксировать все договорённости — например, сделать совместный чат для стратегических и оперативных вопросов».

В опросе приняли участие 746 предпринимателей, у которых есть партнёры по бизнесу.