Выходные 13-14 октября 2017 года были очень насыщенными для 100 программистов, архитекторов и дизайнеров. А всё потому, что они собрались из разных городов в Иннополисе на хакатон Arch City Hack, чтобы выиграть один из денежных призов и представить на суд экспертов свои идеи сервисов для популяризации архитектуры, развития городских пространств и улучшения инфраструктуры домов с помощью использования открытых данных, технологии интернета вещей и Data Science. Проект SportPoint стал «Лучшим мобильным приложением» из заявленных в номинации. Лидер команды Николай Голос поделился с BS своей историей создания прототипа с нуля.

Если вы заметили проблему, то, скорее всего, вы и есть тот человек, который может что-то сделать для ее решения

Начать стоит с того, что во многих городах есть большое количество уличных спортивных площадок (футбольных, баскетбольных и т.д.). Однако зачастую они пустуют, потому что у молодежи нет желания заниматься организацией игр, писать и звонить друзьям, тратить время на поиск людей на площадках недалеко от своего дома, чтобы не играть одному и т.д. Гораздо проще, например, поиграть в компьютер или заняться чем-то еще. Мы лично столкнулись с этой проблемой. В последний раз, когда мы хотели поиграть в баскетбол, нам пришлось обойти пять площадок, однако соперников себе мы не нашли. Так и появилась идея создать приложение, в котором можно было бы буквально за пару секунд узнать, кто и где сегодня будет играть.

А потом наш разработчик Антон случайно наткнулся на анонс хакатона в интернете и написал мне. Недолго думая, мы решили зарегистрироваться и попробовать свои силы. И не прогадали!

Идите и делайте, вы всегда успеете оправдаться позже

Правительство России и регионов вкладывает большие деньги в пропаганду ЗОЖ, строительство и обслуживание спортивных площадок, организацию спортивно массовых мероприятий. Популярность спорта среди населения растет (согласно опросам ВЦИОМ), в последние годы вообще наблюдается бум в связи с Олимпиадой в Сочи и ЧМ по футболу.

Мы хотим, чтобы молодежь активнее использовала существующие спортивные объекты, и поэтому разработали приложение, а точнее телеграм-бота, который помогает пользователям находить людей для совместных игр на спортивных дворовых площадках города. С его помощью можно смотреть, играет ли кто рядом с твоим домом, можно самому создать игру, чтобы остальные любители спорта, живущие неподалеку, были в курсе, что сегодня можно выйти во двор и поиграть.

Можно было бы разработать сервис для организации игр в виде отдельного сайта. Такой путь многие выбирали, идея не нова, но современные пользователи очень ленивые, чем меньше сил они потратят на установку нового продукта, тем выше вероятность того, что они им воспользуются. А Telegram очень популярен среди школьников и студентов. Стоит практически у каждого, мы решили, что было бы классно создать сервис, интегрированный с уже существующим приложением. Плюс телеграм-бот не имеет перегруженного интерфейса и интуитивно понятен, думаю, нашим ботом мог бы воспользоваться даже человек, который далек от интернета и современных технологий.

На серверной части для создания сервиса мы использовали Node.js, на стороне пользователя использовали API google maps и открытых данных, чтобы получать базу спортивных площадок города и чтобы пользователь мог добавить к себе любую из них.

Команда не может дать всех ответов, но она служит хорошей отправной точкой

Нас было трое в команде, мы все друг с другом давно знакомы, но таким составом на мероприятие ездили впервые. С Ваней Бормоткиным я уже участвовал в хакатоне год назад, с Антоном Прудановым тоже делали совместный проект. А еще мы все вместе закончили Санкт-Петербургский вуз ГУАП, учились на одной кафедре. Сейчас с Ваней вместе учимся в ИТМО. Антон занимался разработкой и написал львиную часть функционала. Я занимался дизайном и продумыванием основных фич и функционала, Ваня помогал в разработке и подготовке выступления. Эксперты на площадке тоже сыграли свою роль и, так сказать, оказали групповую помощь. Менторы подходили вместе, задавали хорошие вопросы, подсказывали идеи. За небольшой промежуток времени получили много полезной критики.

Но самым сложным на Arch City Hack для нас, наверное, было не спать. Мы приехали в четыре часа ночи в Иннополис, а на следующий день в восемь утра уже начался хакатон. Но в целом впечатления, конечно, незабываемые: мы посетили «Силиконовую долину России», да еще и выиграли!

Нет единой формулы удачи, но есть единая формула неудачи — стараться понравиться всем

Признаться, до последнего думали, что не победим. Мы не использовали современные тренды в проекте, вроде нейронных сетей или блокчейна, просто сделали проект для себя, для людей. Думали, что таким жюри не впечатлить. Но даже когда нам казалось, что мы не успеем доделать проект к моменту презентации, мы не сдались. Буквально за последний час Антон смог заставить бота работать, и мы успешно выступили с презентацией.

Мне кажется, нужно больше делать такие проекты, работу которых вы можете объяснить даже своим бабушкам. В противном случае может оказаться так, что смысл вашего проекта понимаете только вы сами. Но стараться понравиться всем — точно не стоит.

Не бывает «плохих» идей, бывают лишь плохо реализованные отличные идеи

Наш проект полностью социальный, однако у него может быть и коммерческая основа. Когда мы соберем сообщество людей, увлекающихся и активно занимающихся спортом, возможно сотрудничество со спортивными магазинами для продвижения их товаров и спортивными брендами для повышения лояльности среди их целевой аудитории. Мы будем еще думать над этим, и дорабатывать идею. Конечно, хочется «выпустить» его. Однако это практически невозможно сделать без поддержки государства или коммерческих предприятий. Доделать приложение особых усилий у нас не займет, но нужна сильная информационная поддержка, чтобы привлечь туда критическую массу пользователей. Интерес аудитории определенно есть, думаю, сарафанное радио неплохо сработало бы при запуске проекта, тем не менее, для старта рекламная компания определенно нужна.