Егор Евланников, руководитель бизнес-клуба «Эквиум», рассказал BS о том, что такое социальный капитал, зачем нужен network и как правильно строить связи, чтобы они помогали бизнесу.

Понятие “успешность” далеко не всегда связано с деньгами – в разные исторические периоды в это слово вкладывался разный смысл. В древние времена успешным человеком считался тот, у кого была большая армия, то есть сила. В средневековье большее значение приобрела знатность рода и количество подданных: нищему королю были открыты все двери, а неожиданно разбогатевший купец таким уважением не пользовался, даже если был богаче короля. В конце XIX века определяющим показателем успеха стало богатство, а в XX, после промышленной революции, к нему добавилась возможность масштабировать деньги с помощью механизации труда- технологий. Благодаря им бизнес-парадигмы стали сменять друг друга с огромной скоростью: сначала бурное развитие получили hardware-компании – IBM, Apple, Microsoft, а затем soft-проекты – мобильные приложения, социальные сети, онлайн-сервисы.

Сейчас наступает новая эра. Деньги и технологии перестают быть чем-то вроде священного Грааля, к которому имеют доступ немногие – они становятся просто инструментом для достижения успеха (при этом, конечно, деньги остаются и его мерилом). Но это не главное.

Сейчас залогом успеха становится грамотный network, опыт организации комьюнити, большое количество социальных связей, полезных контактов, которые как раз и дают быстрый доступ к ресурсам. Люди, которые могут правильно сложить пазл – связи, команда, деньги, ценности и стратегия – и становятся великими новой волны.

Примеров что в России, что за рубежом уже предостаточно. Оскар Хартманн (сейчас – ментор бизнес-клуба “Эквиум”) основал онлайн шопинг-клуб KupiVIP.ru в 2008 году, начав с интернет-магазина и шести сотрудников. Не сразу все шло гладко, но по итогам 2015-го компания вышла на обороты 16,6 млрд руб.и заняла 15-е место в рейтинге журнала Forbes самых дорогих интернет-компаний Рунета с оценкой $240 млн. Сам Оскар говорил мне, что построение миллиардной компании завязано главным образом на социальных контактах: на заре своего бизнеса он нанимал сотрудников по большей части из числа случайных людей, а сейчас имеет обширный network, который дает ему возможность сравнивать и отбирать в команду лучших специалистов. Именно способность создавать не просто бизнес, а собирать комьюнити, он считает ключевой в построении миллиардной компании.

Другой пример – еще один мой коллега по бизнес-клубу Иван Шевцов, основатель крымской  сети магазинов мобильной техники “Парк”. Компания работает 17 лет, но  существенный рывок случился после того, как Иван сделал основную ставку в своем бизнесе на людей и патриотические ценности. Сейчас в компании работают 350 человек, и все они любят Крым (по этому принципу отбирают на работу). С 2015 года оборот компании  ежегодно удваивался – с 0,7 млрд рублей в 2015-м году до 1,2 млрд рублей в 2016-м и 2,1 млрд рублей в 2017-м. И именно социальные ценности Иван считает залогом роста: люди в его компании работают ради общей идеи – развитие технологий на родном полустрове, а это совсем другая мотивация, чем просто просиживать в офисе от звонка до звонка ради зарплаты.

Бывают случаи, когда контакты помогают не только выстроить успешную стратегию, но и принять верное решение. Сергей Куценко, сооснователь сети пунктов выдачи онлайн-заказов Pick-up.ru, в 2017 году искал инвестора для своего бизнеса, но после общения с Оскаром Хартманном нашел другое решение – удачно продал бизнес партнеру, онлайн-ритейлеру Lamoda.

Как же создать и поддерживать этот network? Нужно помнить три тезиса.

Первое – важная информация поступает по «слабым» социальным связям

Существует концепция «слабых связей» американского социолога Марка Грановеттера, который утверждал, что именно такие социальные связи (коллеги, соседи, знакомые знакомых и т.д.) оказываются более выгодными и эффективными, чем сильные (родственники, друзья) – так как от хорошо знакомых людей поступает в основном не новая информация.

Второе – нужно попасть в высокоэффективную среду

Для построения хорошего network очень важно оказаться в правильном сообществе людей, желательно – прошедших предварительный отбор. Для этого существуют бизнес-клубы, а также проводятся нетворкинг-мероприятия, куда предприниматели приходят послушать выступление по какой-то теме, а затем знакомятся между собой.

Третье – нетворкинг – это не тусовка

Очень важно создавать нетворкинг системно. Существуют протоколы взаимодействия, когда люди делятся опытом по определенной методике, а не просто стихийно общаются за ужином в ресторане. Тогда это становится реальным бизнес-инструментом, а не просто способом приятно провести время.