Мария Исаичева, дизайнер и одна из основателей проекта «Apoteka», который занимается созданием коллекционных фарфоровых кукол на шарнирах, рассказала BS о том, как пришла идея создавать авторские куклы необычной тематики, почему на создание одной куклы уходит несколько месяцев и как не опускать руки даже в самых сложных ситуациях.

Вдвоём с коллегой — Викторией Грасс, мы уже несколько лет трудимся над созданием собственного бренда коллекционных фарфоровых кукол на шарнирах, и становлением этого творческого проекта, его выходом на рынок.

Это наш первый опыт в ведении собственного бизнеса. Наше дело основано на желании создавать по-настоящему ценные объекты и популяризации данного уникального вида искусства в России и за рубежом.

Авторы проекта

Мария Исаичева
Родилась в 1987 году в Москве. В 2006 году окончила Колледж Дизайна и Декоративного Искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова, а в 2012 – МГХПА им. С.Г. Строганова.
После несколько лет работала графическим дизайнером в дизайн агентстве, ивент агентстве, а также сотрудничала с компаниями разного профиля. Сейчас оставила работу в офисе на неопределённое время, и полностью посвящаю себя проекту «Apoteka».

Виктория Грасс
Родилась в в 1985 г. в Москве. В 2007 году окончила Открытый Институт – Высшую Профессиональную Школу по специальности Финансовый менеджер.
Талантливый экономист с опытом работы 14 лет. Честный, трудолюбивый человек, перфекционист. Виктория работает в офисе, Начальником планово-экономического отдела, отдавая проекту «Apoteka» своё свободное время и раскрывая уникальные творческие способности. Наряду с прочим, Виктория составляет подробную смету стоимости, следит за финансовой стороной нашего проекта.

Предыстория создания

Мы создаём коллекционных кукол 38см в высоту, из английского фарфора Parian, перетянутых изнутри стальными пружинами, со вставными стеклянными глазами и многослойной надглазурной росписью, в уникальных костюмах. Куклы подвижны за счёт шарниров, могут менять позы.

Наши куклы – не игрушки, а предмет роскоши, коллекционирования, уникальное украшение современного интерьера, объект искусства.

Если суммировать все этапы, то создание одной куклы занимает 2 месяца и более, процесс очень трудоёмкий, все детали проходят множество стадий ручной обработки и множество циклов высокотемпературных обжигов в муфельной печи.

Мы совмещаем современные и классические технологии, начиная работу с 3D моделирования на компьютере и 3D печати, переходя к классическим, традиционным технологиям в работе с фарфором. Используем аэрограф при росписи фарфора и современные ткани в костюмах, создаём новые образы, разрушая в некотором роде стереотипы представления о куклах, вписывая их в современные интерьеры и образ жизни.

Мы часто слышим вопрос: Что побудило вас взяться за изготовление такого необычного продукта?

Так вот, у истоков создания была страсть коллекционера, страсть к красоте. 8 лет назад мы сами коллекционировали полиуретановых кукол на шарнирах, из Кореи. Творческая натура помогла увлечению развиться в авторский опыт, а мечта зарабатывать на жизнь любимым делом, подтолкнула к сотрудничеству и созданию общего проекта, ориентированного на продажи ценителям.

Почему мы выбрали тематику аптек

Тематика нашего проекта – ”Аптека”, и каждая кукла является воплощением, хуманизацией какого-либо лекарства/медикамента (Аспирин, Активированный уголь, Аскорбинка, Йод, Этанол и т.д.). В подтексте наших образов, мы напоминаем людям о необходимости внимательно относиться к своему здоровью, с осторожностью принимать любые медикаменты, позиционируя красоту, как лучшее лекарство.

Но мы не редко слышим вопрос: И всё же почему выбор пал именно на аптеку, фармакологию? На самом деле основным нашим желанием и задачей было создание красивых моделей. Но я дизайнер по профессии, и привыкла вести работу определённым образом.

Я почувствовала необходимость создания проектной идеи, которая объединила бы наши творения в единую смысловую и тематическую линейку, необычную, запоминающуюся, помогающую задать общий визуальный стиль.

Тема аптеки привлекла нас исключительно с художественной точки зрения, своей эстетикой чистоты линий, стерильностью, и одновременно разнообразием материалов и текстур, с которыми можно поработать, используя их, как в оформлении самих кукол, так и выставочных стендов, привлекающих внимание посетителей, и являющихся важной частью проекта, его лицом на выставках. Стеклянная лабораторная посуда, жидкости, порошки, бинты и вата, многообразие таблеток, холодная сталь медицинских инструментов, и общая идея исцеления от любых болезней — вот тот то, что продолжает вдохновлять нас.

Начало работы

Идея «Нести прекрасное в мир!» — замечательный воодушевляющий фундамент проекта. Но в нашем деле романтика занимает лишь небольшую часть, всё прочее — это тяжёлый труд, требующий полной самоотдачи, огромного количества времени, средств и множества специальных знаний и навыков.

Это наш первый бизнес-опыт, и в начале пути у нас не хватало многих навыков для создания самого продукта, не говоря уже о его продвижении. Мы оттолкнулись от того, что использовали наши сильные профессиональные стороны — Виктория экономист, а я графический дизайнер. Рассчитав финансовую основу проекта, и создав проектную идею, мы начали работать над созданием продукта, придерживаясь рамок заданного стиля.

Мы вышли на рынок и представили свои работы публике на выставках и интернет-страницах совсем недавно — в октябре 2016 года. Однако до этого момента, работа над проектом в закрытом от публики режиме шла около 3-х лет. «Почему так долго?» — возможно спросите вы.

Фактически нам пришлось освоить новую область деятельности, что равноценно получению второго образования.

Даже имея академическую базу, у меня не было специальных навыков, необходимых для подобной уникальной работы. Мы посещали курсы 3D моделирования и осваивали многочисленные этапы работы с фарфором, гипсом, специальными инструментами, такими как мини-дрель, аэрограф, муфельная печь по мастер-классам в интернете. Нам приходилось бороться с большим количеством брака, сложностями в поисках подходящих материалов и инструментов, а также добросовестных подрядчиков, выполняющих работы по нашим эскизам, таких как упаковка и изготовление элементов для выставочных стендов.

Мы перфекционисты и очень требовательны к себе, часто это помогает нам в работе, но не редко замедляет процесс. Мы не представляли нашу работу публике до тех пор, пока не отточили навыки и не смогли создать профессионально выполненный продукт.
На каждом этапе мы сталкивались с разнообразными техническими и финансовыми трудностями. В одиночку любая из нас уже отчаялась и сдалась бы, но взаимная поддержка и ободрение двигали процесс вперёд.

О сложностях, тактике их преодоления и планах на будущее

Финансовые проблемы и сложности со временем

Какой бизнес с ними не сталкивался? Мы не могли позволить себе взять кредит, поэтому продолжали работать полный день в офисе, все 3 года создания проекта «Apoteka», вкладывая в него заработанные деньги. Это сильно отдаляло нашу цель, ведь мы могли трудиться над своим проектом только по вечерам, после офисной работы и по выходным. Это было непросто, изматывало, а тут ещё страну накрыло кризисом…

Это обстоятельство вызвало у нас затруднения с покупкой всех материалов и дорогостоящих инструментов, таких например, как качественная муфельная печь, которую мы заказали из Германии. Заказ был сделан до кризиса, через официального дилера, но по каким-то причинам доставку затянули на пол года, и без того высокая стоимость выросла более чем в два раза из-за изменения курса доллара. В результате мы потеряли много времени и денег.

Руки опускались, время утекало сквозь пальцы, но мысль о том «сколько сил и средств» уже вложено, а также моральные обязательства партнёрства, не позволяли отступать.

Исходя из скромного бюджета, мы организовали мастерскую в пространстве моей жилой квартире, укомплектовали ее, и я приняла решение оставить работу в офисе на неопределённое время, в пользу работы над собственным проектом. Дело пошло бодрее, но надо понимать, что любая ручная работа занимает очень много времени, а ведь помимо создания продукта, необходимо заниматься его фотосъёмкой, оформлением и продвижением.. Мой рабочий день по прежнему длиться по 12 часов и часто мы лишены выходных. Однако появление первых законченных продуктов и воплощение идеи нас воодушевило.

Наш сегмент рынка и его сложности

Количество ценителей и коллекционеров хорошо знакомых с данным видом искусства относительно невелико — они важная часть наших потенциальных клиентов. Несмотря на уникальность каждого произведения и сравнительно небольшое количество мастеров, в нашей среде, как и в любой другой, существует конкуренция.

К тому моменту, когда первая коллекция кукол была нами изготовлена, наш сегмент рынка испытывал сложности, вызванные затянувшимся экономическим кризисом. Потенциальные клиенты не готовы были делать серьёзные приобретения предметов искусства. Все экономили. Постоянная клиентская база у нас еще не успела сложиться.

Но готов продукт, заработали публичные интернет-страницы, открылись интернет-магазины, мы начали принимать участие в международных выставках в России и за рубежом. Другими словами, нам не удалось сразу найти покупателей, как было бы несколько лет назад, но мы понимаем сложившуюся ситуацию и продолжаем работать над продвижением, созданием своего имени и поиском своего клиента.

Что еще мы предприняли, в сложных условиях? Стали работать над расширением линейки продукта, делающим наши произведения доступными большей аудитории, ведь цена на авторскую фарфоровую куклу высока для многих (в среднем цена подобных кукол от 70 тыс. руб. и уходит за 500 тыс. руб., она обусловлена многими особенностями произведения, стоимостью материалов, расходников, трудоёмкостью, большим количеством рабочих часов и конечно уникальностью).

Сейчас мы ввели в продажу серию фарфоровых украшений, вписав их в общую проектную идею, они доступны по цене любому желающему. Данная область нам также интересна, возможно мы будем её развивать. У нас уже начались продажи фарфоровых украшений с отличными отзывами от покупателей и предзаказами.

Также мы разрабатываем новую, более совершенную Мастер Модель, с которой будет изготовлена следующая серия наших кукол меньшего размера. Их мы планируем выпускать, как в фарфоре, так и в полиуретане, который значительно доступнее для покупателей, уменьшение размера поможет немного снизить стоимость. Однако на разработку новой серии кукол уходят многие месяцы.

О популяризации, области применения продукта и расширение аудитории

Мы уже начали важную работу по популяризации нашего продукта, в целях увеличения аудитории в России и за рубежом.
Дело в том, что назначение коллекционных фарфоровых кукол вызывает у рядового человека недоумение. Зачем такая дорогая кукла, что с ней делать? У человека в голове кукла всё еще связана исключительно с детскими играми.

Наши куклы – не игрушки и предназначены исключительно для взрослых ценителей. Это объект искусства.

Авторская фарфоровая кукла с годами не теряет своей ценности, ее цена только возрастает. При бережном обращении, она может передаваться из поколения в поколение десятилетиями, даже столетиями.

Есть несколько областей, в которых им найдётся место, о некоторых из которых потенциальный клиент не догадывается:

  • Ценный, уникальный подарок для женщины на торжество (свадьба, День Рождения, Новый Год и тд).
  • Уникальное украшение современного интерьера, будь то жилой интерьер или глав-офис какой-либо фирмы, интерьер отеля, салона, галлереи или современного театра.
  • Витрина магазина. Наши куклы могут украсить собой экспозицию витрины с ювелирными украшениями или парфюмерией к примеру, без сомнения они привлекут внимание покупателей к продукции фирмы.
  • Эти куклы фотогеничны, эстетичны, меняют позы, имеют интересный масштаб в кадре, и иногда используются в предметной фотосъёмке какой-либо продукции для рекламных полос в печатных и интернет изданиях.
  • Разумеется они могут стать достойной частью коллекции.

Об инструментах продвижения и соцсетях

В работе по продвижению нам помогают социальные сети и страницы интернет-магазинов.

Нашей основной страницей, путём естественного отбора и наблюдения за статистикой, стал Instagram. Это простой рациональный инструмент без излишеств, здесь широкая многонациональная аудитория с высокой активностью, именно отсюда по прямой ссылке многие заходят на страницу нашего интернет-магазина. Корпоративный аккаунт вполне удобен, как для нас, так и для потенциального клиента.

Facebook и VK мы используем, как дополнительные соц сети, они ориентированы на ту немногочисленную аудиторию, которой не по душе Instagram.

В настоящий момент у нас 2 интернет-магазина: «Etsy» и «Ярмарка Мастеров», мы всё ещё обживаемся на них, однако сейчас положительно можем отозваться только о «Etsy». На нём выше активность, через него мы уже успешно совершаем продажи. Да и дизайн страницы магазина ощутимо лучше (фотографии больше, качественнее смотрятся, а ведь это важный фактор для продаж).

В нашей области очень важно принимать участие в выставках. Так мы знакомимся с коллегами и ценителями искусства куклы. Подготовка и участие в выставке, это всегда большое напряжение, много работы и ощутимое финансовое вложение. Однако, это вдохновляющее мероприятие, позволяющее прервать бесконечный рабочий процесс, увидеть свои произведения завершенными, оценить свои достижения в ряду работ коллег-мастеров. В прошлом году мы приняли участие в 2-х крупных международных выставках в Москве, а в текущем году по плану, как Московские, так и зарубежные выставки.