Мотивация зачастую становися настоящей головной болью для руководителя. Одни системы не дают эффективности, в других сотрудники находят слабые места и лазейки. При этом многие предприниматели уверены, что достаточно создать комфортные условия для работы и дать сотрудникам свободу, чтобы раскрылся их потенциал. Так стоит ли мотивировать сотрудников и как это делать правильно?

Система мотивации должна быть построена в соответствии с целями компании и личными принципами

Так считает Юлия Новосад – предприниматель, эксперт по туризму, основатель турагентства @baby_travel_club. Она уверена, что комфортные условия работы, озвученные изначально, внятная и прозрачная система KPI и поощрений, честные отношения в команде важнее мотивационных речей в период плохих продаж.

Это системная работа, которая требует внимания и отдачи со стороны руководителя, но это система, будучи выстроенной раз, работает эффективно, принося всем участникам процесса прибыль и удовлетворение. Вот пять принципов, по которым она строит работу своих сотрудников:

  • Полностью удаленная работа. Это тренд, который не остановить, хотя для большинства компаний удаленный сотрудник пока что вызывает больше вопросов. 
  • Прозрачная система заработка. Те, кто выбирает работу не в офисе, устроены немного иначе – чаще всего на первом месте стоит свобода. 
  • Вера в потенциал и поддержка инициативы. Когда человек увлечен своим делом, оно приносит ему радость и вызывает рабочий энтузиазм, то идеи возникают обязательно: как можно что-то улучшить, оптимизировать какой-то процесс. 
  • Четкое рабочее время. Каждый в нашей команде может выбрать время, удобное лично ему. Главное, чтобы все остальные были в курсе, когда это время наступает, а сотрудник соблюдал свои же правила. 
  • Доверие. Нужно дать людям достаточно свободы в принятии решений. Миссия руководителя – максимально раскрыть потенциал и возможности человека, и помочь ему в тех местах, где опыта и знаний не хватает. 

Подробнее в статье “Почему создательница Baby travel club не верит в мотивацию”

Нельзя создать мотивацию у сотрудника, но можно создать условия, в которых он мотивирует себя сам

В этом уверена основатель и генеральный директор Know Your Team Клэр Лью. Мотивация — это не то, что мы даем людям, мотивация — это то, что уже есть у людей.

Сотрудники от природы наделены энергией, идеями, дарованиями и талантами, которыми стоит поделиться с миром. Нам, лидерам, нужно просто уйти с их пути и создать пространство для процветания этой энергии, идей, дарований и талантов.

Вопрос, который мы должны задавать себе, не «как я могу мотивировать свою команду?», а «как я могу создать среду, в которой члены коллектива могут мотивировать себя?».

Для того, чтобы создать мотивирующую среду следуйте этим 6 правилам:

  • Исследуйте. Ключевое в эффективном создании условий для сильной мотивации сотрудников в коллективе — выяснить, в чем их мотивация. Причем, раскрытие мотивации — это не разовое, штучное явление — это постоянная и последовательная практика.
  • Индивидуализируйте. Мотивация персональна. То, что мотивирует одного человека, может не мотивировать другого. Чтобы мотивация росла, нужно как можно больше индивидуализировать условия — то есть соотносить проекты, цели и стимулы с тем, что мотивирует конкретного человека. 
  • Давайте выбор. Осмысленный выбор порождает желание и приводит к более высокому качеству решений, а также к большей мотивации и приверженности задаче. 
  • Не будьте надзирателем. Надзор негативно влияет на внутреннюю мотивацию. Каждый раз, когда вы ловите себя на том, что заглядываете кому-то за плечо, запоминаете, в какое время сотрудники входят или выходят из системы или приходят в офис — вы не помогаете. 
  • Признайте ограничения. Объяснение не слишком приятного положения дел помогает минимизировать давление, снижающее производительность. Признание плохого освобождает пространство для того, чтобы сделать что-то хорошее.
  • Проясните ожидания. Дайте понять, как выглядит реальный результат сильной мотивации в нашей команде

Подробнее в статье Почему пора перестать мотивировать сотрудников

Мотивация может привести к обратным результатам

Такой позиции придерживается Боб Фиббс, приводя в пример историю компании Wells Fargo, которая уволила 5300 своих работников, примерно 2% от всего штата, после того, как стало известно об открытии двух миллионов счетов без согласия самих клиентов. Эта ситуация возникла, как следствие их программы стимулирования персонала, которая требовала открывать больше счетов любой ценой.

Проблемы с системой мотивации начинаются, когда начальник требует результатов, и его не волнует, как люди будут их добиваться. В такой ситуации самые изворотливые представители персонала найдут лазейки и слабые места в системе, чтобы формально добиться нужных результатов.

Что делать, чтобы этого не случилось?

  • Тренируйте. Когда вы мотивируете своих работников на повышение результатов после прохождения тренинга, у них это получится с большей вероятностью, потому что вы их этому научили.
  • Периодически меняйте условия мотивации. Когда программа поощрений действует слишком долго, она воспринимается как должное и перестаёт работать.
  • Чтобы найти слабые места в системе, думайте как плохой работник. Когда речь идёт о соперничестве, на ум обычно приходит награда. Подумайте, как можно её получить, не прилагая усилий, как работники могут обмануть вас?

Подробнее в статье “Мотивация персонала: подводные камни, приводящие к обратному результату”