Вадим Щербич — калининградский бизнесмен, основавший кофейню, за считанные месяцы ставшую культовой в родном городе. Он утверждает, что цели завоевать рынок никогда перед собой не ставил. Кофе стал скорее увлечением, не мешающим основному бизнесу — продаже напольных покрытий. Однако, сегодня хобби Вадима переросло в нечто большее.

Из сёрфера в коллекционера

Для меня кофейня — это некое хобби, которое приносит прибыль. Но это не коммерческий проект, а занятие “для души”. Всё началось с совсем другого увлечения — хиппи-автобусами. Хотя нет, даже не так. Изначально я увлекался сёрфингом, интересовался сёрферской культурой. Маленькие яркие микроавтобусы Фольксваген всегда были где-то рядом с этой субкультурой. Года 3-4 назад мы со старшим сыном начали собирать модельки ретро-фольксвагенов. Скупали их, встречая в магазинах. Так у нас дома образовалась небольшая яркая коллекция. Потом я наткнулся в интернете на объявление о продаже настоящего “буса” Volkswagen t3. Так у меня появился первый “транспортер”. Я поездил на t3, потом мне подвернулся более старый вариант — t2. В общем, меня было уже не остановить.

Когда я стал владельцем двух “бусов”, появилось желание найти им применение, чтобы они появлялись на публике, привлекали внимание, приносили пользу. Не хотелось, чтобы они просто стояли в гараже без дела.

Рассматривал разные варианты — продавать “с колёс” еду, какие-то сувениры. Но в итоге решил попробовать формат мобильной кофейни, рассудив, что кофе — очень маржинальный продукт.

Из коллекционера в любителя кофе

К кофе как к напитку я был на тот момент равнодушен, не пробовал и не знал что такое “specialty”. Просто приобрел рекомендованное оборудование и мы начали работать. Как и многие, готовили на итальянском зерне — брали стандартные эспрессо-бленды тёмной обжарки. Основой нашего продвижения стал яркий образ “кофе-бусов”. Заметные ретро-автобусы в городе постепенно запомнили и полюбили. Так мы проработали 2-3 месяца, пока один знакомый не предложил свести меня со своим другом Сергеем Лапчевским, который живет в Москве и занимается обжаркой кофе под брендом “Лаборатория кофе”.

Это стало новым шагом. Мы созвонились с Сергеем, он приехали и привёз на пробу свои бленды. А ещё — энтузиазм, которым он умеет заражать людей. Мне стало интересно, я решил разобраться в продукте. Большинство представителей кофейной индустрии считали едва ли не бредом переход на арабику светлой обжарки — ведь все работают на итальянском тёмном зерне, люди к этому привыкли! Говорили, что ничего не получится, люди не поймут вкус. Но мы решили рискнуть, запустив проект со specialty-кофе.

Я купил себе воронку “Харио”, стал сам пробовать моносорта, начал понимать вкус, аромат кофе, его кислотность и многогранность оттенков. В общем, в результате порядка двух месяцев экспериментов я основательно погрузился в тему и понял, что хочу развивать бизнес в этой сфере. Так появилась идея открыть стационарную кофейню, поставив автобусы “на прикол”.

Из любителя в профессионала

В стационарной кофейне я решил продолжить раскрученную тему “бусов”, поэтому название проект получил “Bus station” — автобусная остановка. Поначалу я прикинул расходы и решил, что на открытие мне хватит 1-1,5 миллиона рублей. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что стоимость выходит далеко за рамки этого бюджета, потому что кофейня должна была стать такой же особенной, как и кофе, который мы готовим. Так что я нашёл партнёра, которому понравилась идея, и мы приступили к реализации проекта.

В итоге открытие кофейни обошлось нам в 6 млн рублей. Больше 3 млн ушло только на оборудование для обработки и приготовления кофе. Суммы большие, однако создавая этот бизнес, в основу его мы положили ценность каждой детали: лучшее оборудование, квалифицированные специалисты, качественные продукты.

Максимальное внимание уделили созданию атмосферы. Люди приходят в кофейню чтобы почувствовать себя частью культуры, испытать эмоции, так что дизайн и создание интерьера были для нас приоритетной задачей.

Каждый элемент был продуман и согласован до мелочей. Например, столы изготавливали по собственным эскизам.

Безусловно, без “шишек” не обошлось. Я никогда не занимался ресторанным бизнесом, как и мой партнёр, для нас это был буквально глухой лес. Но, думаю, именно это помогло найти наш собственный путь, создать ту уникальную атмосферу, которой до этого момента не было ни в одной кофейне Калининграда. Когда проект запустили — это произошло в апреле 2016 года — мы получили хороший отклик. В первую очередь на нас обратили внимание люди из кофейной индустрии со всей России. К нам стали приезжать представители сетевых кофеен, поставщиков кофе, известные в отрасли бариста и тренеры.

Если говорить о посетителях, то на преодоление некоего барьера ушло не так много времени. Уже через месяц-два у нас образовался пул постоянных посетителей, полная посадка по вечерам и выходным. Сейчас, спустя год, продолжают приходить те, кто считает наш кофе “кислым” или даже “прокисшим”. Натуральной светлой арабике, особенно заваренной альтернативными способами, свойственна кислотность во вкусе. В конце концов, кофе — это ягода. Людям, привыкшим к тёмной обжарке, сложно сразу воспринять это правильно. Так что мы постепенно готовим их к новым вкусам, новым интерпретациям кофе. Для вновь прибывших мы варим кофе с более сбалансированным вкусом, например на зерне сорта “Бразилия”. Люди постепенно привыкают и потом уже сами начинают пробовать что-то новое, необычное.

Сейчас кофейня живет за счет постоянных гостей, которые когда-то пришли, и остались, и ежедневно они приходят к нам, завтракают, просто проводят время, работают… Я сам практически всё время стал проводить в “Bus Station”. Благо мой первый бизнес — напольные покрытия — располагается буквально в соседней двери. Так что пока получается продуктивно совмещать. Сейчас кофейня при обороте около 1 млн рублей в месяц приносит 300-400 тысяч прибыли. Мы начинаем выходить в плюс, закрываем затраты на открытие.

Развитие своего бизнеса сегодня я вижу, пожалуй, только в сфере кофе. Этим летом мы с единомышленниками отправляемся в путешествие по России — из Калининграда на Камчатку на “бусах” Фольксваген. По пути будем изучать ситуацию в регионах, рассказывать людям о кофейной культуре. Проект назвали “Bus Station project”. Думаю, оттуда мы привезём много новых крутых идей.