Ольга Мезенцева, кандидат экономических наук, доцент, основатель Онлайн бизнес-школы финансовой аналитики FABS, рассказывает о своем первом опыте настройки таргетированной рекламы.

Полгода назад я знать не знала, что такое таргетированная реклама и не присутствовала в социальных сетях, вообще. Меня можно было смело назвать динозавром, такой классический олдскул, эксперт в области финансов с многолетним опытом. За плечами у меня были 17 лет академической карьеры в федеральном университете, 10 лет оценочной деятельности в оценке бизнеса, включая судебную экспертизу, выход на международный уровень в научной деятельности, организация и управление учебным центром офлайн. То есть начинающим предпринимателем меня назвать сложно.

И вот как-то зимним вечером, когда я просто сёрфила по интернету и наткнулась на рекламу создания онлайн-школы. Я приняла решение перевести бизнес онлайн. И, само собой, возникла проблема выбора средства рекламы для своего проекта. Выбор пал на таргетированную рекламу в социальных сетях, как на самый доступный и дешёвый вид рекламы. 

Таргетированная реклама, что за зверь такой?

В интернете существует два вида рекламы – это таргетированная и контекстная. И хотя у них вроде как одинаковые алгоритмы взаимодействия с пользователем и размещения рекламы работают они абсолютно, по-разному, и оптимальными являются для разных проектов. 

Таргетированная реклама – это реклама в социальных сетях. Поскольку в социальные сети люди приходят, чтобы весело провести время, то есть посмотреть фотографии, как-то развлечься, узнать, что там у друзей, знакомых делается, удержать их внимание и заинтересовать каким-то серьёзным проектом достаточно сложно. Здесь хорошо идут различные тренинги личностного роста, изучение языка для путешествий, курсы астрологии и т.д.

Контекстная реклама, наоборот, ориентирована на ключевые запросы в поисковиках. То есть потенциальный покупатель уже осознаёт некую свою потребность в продукте, его решения более взвешенные. Это уже другой уровень осознанности аудитории и можно предлагать более серьёзный продукт. И также контекстная реклама хорошо подойдёт для интернет-магазинов с недорогими товарами, где можно рассчитывать на спонтанные эмоциональные покупки до 3000-5000 рублей.

VK vs. FB

В зависимости от социальной сети у таргетированной рекламы тоже есть существенные отличия. Например, в VK мой проект не пошёл, я просто слила бюджет. И поскольку у меня не было возможности достаточно скрупулёзно провести анализ этого отрицательного результата, я просто пошла тестировать другую социальную сеть. В VK нужно практически вручную искать свою целевую аудиторию и долго тестировать различные предложения и картинки тексто-графических блоков для набора разных аудиторий. Это сродни рыбалке на удочку. То есть процесс довольно трудоёмкий. 

А в Фейсбуке и Инстаграмм работает искусственный интеллект, но времени на рекламную кампанию требуется от одной недели. Грубо говоря в VK рекламную компанию можно провести за два дня, с Фейсбуком такое не пройдёт. Ещё сети серьёзно отличаются аудиторией в VK – аудитория помоложе, в Фейсбуке поосознанней. А Инстаграмм на сегодняшний день является самой быстроразвивающейся сетью. Кстати, рекламный кабинет Фейсбук связан с Инстаграмм автоматически и вся реклама в Инстаграмм настраивается из рекламного кабинета Фейсбук. Но, Фейсбук и Инстаграмм существуют различные требования к формату картинок в тексто-графических блоках. 

О таргетологах

Если вы, как и я делаете первые шаги в онлайн-бизнесе, то должна сказать, без таргетолога вам не обойтись. Таргетолог выполняет услуги по настройке вашей рекламы в социальных сетях. И сегодня – это уже полноценный состоявшийся сегмент бизнеса в интернете, со всеми вытекающими последствиями: со своими законами и сложившимся ценообразованием. Так, услуги начинающего таргетолога вам будут стоить 10-15 тысяч рублей плюс бюджет на рекламу, услуги профессионала – от 90-100 тысяч рублей. Если вы делаете выбор в пользу фрилансеров или начинающих таргетологов, то они не дают гарантии успешного результата вашей рекламной кампании. Скорее всего, вам придётся тестировать несколько таргетологов. Закладывайте в бюджет.

В заключение

В целом я для себя вывела основной закон таргетированной рекламы. Это тестирование, тестирование и ещё раз тестирование. Здесь ты тестируешь всё: уникальное торговое предложение, социальную сеть, слоган, картинку на тизере, таргетолога, целевую аудиторию. В общем, одна сплошная неопределённость, почти хаос, но с хаоса порядок и начинается.