Яна Кутуева, журналист, интернет-маркетолог, совладелец и исполнительный директора Продюсерского центра “Останкино” и Школы телевидения “Созвездие” в Останкино, рассказывает о своем опыте и принципах делегирования.

Я начинала бизнес вместе с партнером. Сначала мы делали все сами. От создания сайта и запуска рекламы до общения с клиентами, заключения договоров и собственно оказания услуг.

Но уже через несколько месяцев стало понятно, что работать в таком ритме просто невозможно. Мы не спали, очень уставали и уже начали жалеть о том, что начали свое дело. Но, проанализировав ситуацию, мы поняли, что лучше всего начать делегировать. Гораздо эффективнее будет, если каждый возьмет на себя 1-2 ключевые задачи и на них сосредоточиться. А остальные, повторяющиеся процессы можно доверить кому-то еще. 

Так примерно через 3 месяца после начала работы мы взяли первого помощника – менеджера по работе с клиентами. В его обязанности входило отвечать на звонки и встречаться с людьми для консультации и заключения договоров. 

Также мы начали формировать костяк своей команды. В школу телевидения взяли своих коллег-журналистов, которые стали вести занятия, операторов и монтажеров. 

Когда у нас появилось больше свободного времени, мы сконцентрировались на развитии другого бизнеса – Продюсерского центра “Останкино”. Поначалу тоже делали все сами. Но потом начали активно привлекать менеджеров по продажам, пиар-менеджеров, организаторов мероприятий, интернет-маркетологов, SMM-менеджеров, чтобы наша компания могла расти быстрыми темпами. Причем решили, что большинство сотрудников должно работать удаленно, а не в штате. Во-первых, это более эффективно, когда человек получает вознаграждение за результат, а не за время, проведенное в офисе. Во-вторых, это соответствует нашему мировоззрению и ценностям.

Мы сами много путешествуем, любим гибкий график, поэтому понимали, что и для сотрудников хотим организовать такие же условия труда, чтобы каждый мог работать в своем режиме и успевать не только трудиться, но и жить.

Делегирование – это очень важно и полезно для бизнеса. Это шаг, который должен сделать каждый предприниматель. Да, Вы не сразу сможете найти идеальных сотрудников. Скорее всего, придется поменять 5-10 человек перед тем, как Вы подберете того, кто Вам подходит. Но это норма. Не все же люди, которые к Вам обращаются, становятся Вашими клиентами. Обычно только 10-30 %
Та же ситуация и с персоналом. Чтобы найти того самого человека, нужно сначала попробовать несколько неподходящих.

Да, бывает, когда сотрудники плохо справляются или вовсе обманывают своих руководителей. Но нужно помнить, что это всегда вопрос вашей ответственности. Насколько тщательно Вы подошли к отбору кандидатов? Провели ли их обучение, адаптацию? На сколько Вы эффективны как руководитель? Почему люди должны хотеть у Вас работать? Нужно самому себе ответить на эти вопросы.

В любом случае без делегирования не возможно развитие, не возможен рост. Если Вы хотите, чтобы у Вас было не 2-3 клиента, а десятки, сотни или тысячи, то без помощников не обойтись. Вы физически не сможете сами делать все. Поэтому, на мой взгляд, владелец должен думать о стратегии, нанимать профессионалов, а они уже должны осуществлять все то, что он задумал. 

Если Вам сложно начать делегировать, советую Вам начать попробовать поручить другим людям сначала самые элементарные задачи. Чтобы Вы смогли убедиться, на сколько помощники облегчают жизнь. Например, найти какую-то информацию в интернете, распечатать документы или выполнить какие-то личные поручения, которые отнимают много времени (отдать костюм в химчистку или выбрать подарок для коллеги).

Кроме того, сразу оговаривайте сроки и способ выполнения задачи, чтобы не было недоразумений. Просите сотрудника повторить, что именно он должен сделать. И, конечно, не забывайте мотивировать его. 

Также рекомендую не искать “многорукого многонога”, а под каждую задачу искать своего сотрудника. Я считаю, что только узкий специалист может быть максимально эффективным. Кроме того, это нужно для того, чтобы у человека не возникло ощущения, что он сам контролирует все бизнес-процессы и может начать свое дело без вас. 
Например, менеджеры по привлечению клиентов у нас только проводят или организуют для нас встречи с потенциальными клиентами. Они не заключают договора, не знают, как именно оказываются услуги, не ездят сдавать отчеты в налоговую…

Если Вы нанимаете человека для создания сайта, не нужно ему поручать вести Ваши соцсети или разрабатывать маркетинговую стратегию. Каждый должен заниматься своим делом.