Юрий Новоселов, основатель Школы устного счета Соробан, в 2015 году открыл свой первый класс Школы в России. Предприниматель делится своим опытом, рассказывает о трудностях, ожидаемых и реальных инвестициях, а также их возврате.

Для начала немного истории. В 2012 году я гостил у своего турецкого друга, Кемаля. За вечерним кофе он подозвал своего 8-летнего сына и предложил мне озадачить его сложным арифметическим примером. Я назвал два 3-значных числа и Дэниз, мгновенно, их сложил. Сказать, что я был шокирован – ничего не сказать. А когда мы начали на скорость соревноваться – я с калькулятором – Дэниз с довольной улыбкой – моему изумлению не было предела. После, уже на своих учениках, я видел такие чудеса, как счет и стихи одновременно, «Фотографирование» страницы текста. Равная работа 2-х рук – какая ближе к предмету – той и пользуемся. Но это было уже потом.

Знаете, бывает такое озарение. Через час я, во что бы то ни стало, захотел стать учителем этой школы. И привезти эту методику домой. Особенно поняв, что устный счет не цель сама по себе, а средство тренировки мозга.

Ведь считал Дениз не как мы с вами – доставая ответы из памяти, а образами. Не буду долго рассказывать свои перипетии, общения с множеством подобных школ, даже разочарования – методика как она есть, оказалась доступна только талантливым деткам (Дэниз из таких). Но было пройдено обучение. А после начался кропотливый путь перестроения методики с одной целью – достучаться не только до гениев, но и до шалопаев. В общем, соединив современные технологии и старую систему, у нас получилось.

В 2013 году был открыт первый класс в Днепропетровске. В 2015 году уже было 17 классов в разных городах Украины.

Это был успех, но также четкое осознание, что рядом огромный пустой рынок России. Да, со своими правилами, в не очень простое время, но он ждал эту школу.

Поясню. Если, скажем, француз оканчивает Сорбонну с отличием – у него уже удалась жизнь. У него будет красивый дом, хорошая машина. К сожалению, на постсоветском пространстве, красный диплом ничего никому не гарантирует. Даже в анекдотах постоянно обыгрывается встреча двоечника на Бентли с голодным отличником. В результате – огромный спрос на все курсы, которые дают ребенку не образование и факты, а именно развитие, концентрацию, скорость мысли.

Старт проекта

Ок. Спрос есть. Инвестиции есть. Надо выбрать город России для старта. Казалось бы, все однозначно – Москва. И логистика лучше (1.5 часа на самолете прямом) и инфраструктура. Но было принято решение начать с Санкт-Петербурга. Поддержать статус культурной столицы. Ну и также исходя из обычного наполнения своих офисов – один офис, 150 учеников на каждые 300 тыс населения – для Санкт-Петербурга нужно будет меньше инвестиций – достаточно 12-15 классов. Количество классов для Москвы умножайте сами.

Следующий вопрос, который стоял передо мной – легальность. Гражданам России вести образовательную деятельность много проще. Индивидуальный предприниматель не нуждается в образовательной лицензии. Более того – под классы он может использовать жилой фонд – и это будет законно. Я гражданин Украины. Мне пришлось выбрать полноценное юридическое лицо. И тут началось самое веселое.

В России есть такая замечательная вещь, как материнский капитал. Мать может потратить его на ограниченные вещи, например, на образование ребенка. Представьте, какие перспективы передо мной нарисовались. На Украине тысячи матерей мечтают привести в мою школу детей. У меня нет ни одного отрицательного отзыва. Друзья советую друзьям. Но, финансы… А тут – все, сразу, и можно бесплатно (пусть условно бесплатно)!!! Да, нужно получить лицензию, аккредитовать программу , но я же знаю – это возможно. Есть результаты сотен деток, есть четкие планы, есть желание всему соответствовать, среди лицензионных требований нет ничего алогичного, как, например, не буду говорить где, нужно летом добиваться +24 без помощи кондиционера.
Но. Это должна быть образовательная некоммерческая организация. НКО.

Для гражданина Украины это приговор. Я иностранный агент.

Конечно, я понимаю – в какое время мы живем. Я понимаю причины появления этого закона. Но мое мнение – бездумное применение его к любым иностранным гражданам наносит вред России, в первую очередь.

Выбираем ООО. И первой деятельностью пишем «Торговля». А второй уже «дополнительное образование детей». Представляете, мне этот ход посоветовал не ушлый адвокат, а вполне себе государственный чиновник в комитете по образованию. Также он указал, что тогда им не нужно справок из МЧС. Понятно, что все равно был заключен договор с фирмой занимающейся противопожарной защитой , но это уже моя добрая воля, а не требования лицензии. В общем, обращение в комитет по образованию оставило у меня, гражданина другой страны, положительное впечатление.

Одной из причин, по которой я выбрал Санкт-Петербург, была моя школьная подруга – местная жительница, гражданка России, которая идеально подходила на роль директора. Ведь находиться постоянно в России я не мог. Директор? Решено!

В качестве налоговой системы была выбрана УСН 6% – доходы. Я не рекомендую эту нагрузку директорам детских центров. Дело в том, что помимо дохода с самого детского цента – я продаю франшизы. Если доход только со своей деятельности – 15% доходы-расходы будет самое умное. По крайней мере первый год.

Поиск помещения

Следующим этапом был поиск помещения. Берем лицензионные требования. Читаем : «До 3 этажа, естественный свет, собственный санузел, освещенный выход, не на магистрали». И дальше соцсети, посредники итд. Как ни странно, самые бюджетные решения были в бизнес-центрах. Помещение было найдено. Просим у хозяина разрешение на юридический адрес. Я не советую покупать липовый юрадрес – вы сэкономите 2 недели времени, но в будущем это грозит осложнениями. Обращение к юристам, регистрирующим фирмы. Встреча с юристом, помогающим получить лицензию. Последнее мне, не знающим Российские законы и тонкости было необходимо. Пришлось адаптировать программы, также куча тонкостей с заключением коммунальных договоров итд.. Параллельно я занялся поиском учителей. Тут форумы, соцсети мне помогли. Желающих было много. Но вот так, чтоб идеально сразу подходили – не находились. В общей сложности я выбирал 3 месяца. Но мне удалось!!

Приобретение телевизора, офисной утвари совсем не интересно. Разве что парты перед 1 сентября сложно купить, но мне повезло – поймал на складе торговца мебелью.

Итого. Прилетев в Россию 19 июня 2015 года, уже 9 июля я проводил пробные бесплатные уроки. А 1 сентября школа открылась.

Финансы

Общий объем инвестиций 1млн рублей. 2 офиса 3 класса. На сегодня 50 учеников и еще 50 в очереди. Выход в ноль (зарплата и аренда) с 1 месяца. При обычных темпах роста учеников (+20% в месяц) возврат моих инвестиций при цене обучения в 8 тыс. руб. в месяц произойдет после 8 месяцев работы. Это планы. Они основаны на опыте наполнения учениками Днепропетровска , который в 5 раз меньше Санкт-Петербурга. В реалии, я думаю, все будет много замечательнее 

Эта статья написана для финансового журнала. За бортом остались эмоции. А они есть! И их много. Когда 5-летний малыш впервые понимает, что может больше, чем умный папа. Когда дети в классе спорят – кому пойти к доске – спорят те, кто думает, что его обделили подходами. Это позитив. Это самое светлое дело, которое существует в жизни. Поверьте мне. Я не жален ни минуты.
Юрий Новоселов. Основатель школы устного счета Соробан