Антон Клименков, co-founder и директор продукта CarWeGo, о том, как перевернуть рынок автомобильных классифайдов с ног на голову.

Быть «стартаперами» сегодня в России сложно, дорого и рискованно. Но, когда появилась идея, которая может изменить и упростить жизни большому количеству людей – стоит рисковать и воплощать эти идеи в жизнь. Мы так и поступили, запустив свой it проект в сфере покупки, продажи автомобилей в интернете. Разработка проекта с MVP заняла год. С июля 2018 мы вышли в свет. Об этом, и этапах развития мы расскажем вам.

Стартап – с чего начать?

Стартап чаще всего начинается с идеи. Поиск команды, бюджета, продвижение… – позже. Возможность предложить что-то новое дает шанс заявить о себе. Наша идея родилась из личного опыта. Примерно в одно время мы участвовали в сделках по покупке – продаже подержанных автомобилей и столкнулись с похожими проблемами. В дружеской беседе я и мои будущие партнеры поделились, как много времени пришлось потратить на звонки по объявлениям и поиск нужного автомобиля. Наш СЕО компании – напротив, свою машину продавал. И несмотря на тысячи набранных просмотров на популярном классифайде, продал ее через пару месяцев знакомому своего знакомого.

Мы задумались над тем, как оптимизировать этот процесс. Параллельно изучали тему, лопатили интернет и статистики больших игроков. Так и родилась идея стартапа – сервиса, где на главной “витрине” будут размещаться объявления о покупке автомобиля, а не о продаже. Покупатель, сформулировавший требования, сразу после регистрации получает подборку подходящих предложений. Он может связаться с продавцами сам, а может ждать инициативы от них. Именно такой формат был бы удобен нам самим.

Наш первый совет начинающим «стартаперам»: в поисках идей стоит взглянуть на привычные вещи под другим углом.

Именно об этом говорит Дон Тапскотт в речи «7 правил для тех, кто хочет совершить революцию в бизнесе»: не принимать на веру ничего устоявшегося. И если говорят, что «так было всегда», возможно, пришло время это пересмотреть.

Для кого создается стартап

Идея может быть новой, яркой, необычной. Но крайне важно, чтоб при этом она была актуальной. Прежде чем запускать стартап, важно убедиться, что он будет востребован, позволит конкретным людям решать насущные задачи. Желательно с большей эффективностью, чем они делают это сейчас. 

Будет ли наш сервис востребованным? В поисках ответа на этот вопрос мы приняли 2 важных решения: первое – запустить MVP, протестировать его на 1000 потенциальных пользователях и получить обратную связь; второе – заказать исследование в «Автостате». Участие в нем приняло большое количество автолюбителей, пользователей других досок объявлений, автомобильных дилеров и трейд-ин площадок. Заинтересованность в сервисе нового формата проявили 82,3%. Так, более 70% покупателей готовы разместить объявление о покупке. Примерно треть потенциальных продавцов готовы самостоятельно писать/ звонить клиентам, остальные две трети привлекает адресность доставки их объявлений.

Исследование подтвердило, что сервис может быть востребованным – за 10 лет жизни автолюбители в среднем трижды покупают автомобиль и дважды продают. Также мы поняли   главное ожидание потенциальных клиентов – сервис должен сокращать срок выхода на сделку. Более 40% опрошенных хотели бы приобрести новый автомобиль в течение двух недель с момента подачи объявления, при этом 14,8% готовы потратить на поиски менее 7 дней.

Таким образом, наш второй совет: пойми, для кого создается твой стартап и какую боль он решает. Изучи потребителя и предложи эффективное решение его задач.

Для этого можно как минимуму проанализировать доступную информацию: СМИ, интернет. Мы заказали полноценное исследование и скорректировали свою концепцию по его результатам. Например, решили, что частью сервиса должен стать внутренний мессенджер, с помощью которого будет удобно заключать сделки, минуя входящие звонки по телефону.

Когда ждать прибыли

От появления идеи до запуска сервиса у нас ушел примерно год. Мы собирали команду, разрабатывали софт и мобильные приложения, анализировали рынок, продумывали стратегию продвижения, на протяжении последних десяти месяцев осуществляем комплекс мероприятий по защите исключительных авторских прав на способ сервиса. Этот процесс не легкий, так как требует международной экспертизы. Стартовали мы в июле и менее чем за 3 месяца получили 30650 добавленных автомобилей на продажу, около 15000 объявлений о покупке, 260 официальных дилеров, более 12% успешных сделок, о которых мы знаем 100%.

Сейчас использование сервиса растет почти в геометрической прогрессии. Мы начали активно привлекать покупателей автомобилей с пробегом и подключать продавцов. Сейчас донастраиваем сервис и делаем его более удобным для всех участников – эта работа продолжится и в дальнейшем. В первом квартале следующего года мы начнем активно привлекать покупателей новых автомобилей и соответственно дилеров. Более того, мы уже выходим на международный уровень. Прямо сейчас запускаем сервис на Азербайджан и ведем переговоры с партнерами в Казахстане и Беларуси.

Мы проделали уже большой путь и только начинаем постепенную монетизацию: совсем недавно вышла новая версия сайта с дополнительными платными функциями для дилеров и покупателей. Цены пока смешные. Но первые результаты говорят о том, что сервис работает и востребован. Теперь главное, чтобы о нем узнали как можно больше людей. Во втором квартале следующего года у нас планируется масштабная рекламная кампания и соответственно повышение цен на платные услуги. Методы продвижения используем стандартные: контекстная реклама в поисковиках, интеграции с блогерами на ютубе, видеореклама в интернете, смм, рекламные сети, таргетинг, ретаргетинг, сми, личное общение с дилерами и потенциальными пользователями. Основной акцент на рынке, где присутствуют очень сильные игроки, делаем на нестандартность подхода.

Пожалуй, главное, о чем я хотел бы предупредить начинающих «стартаперов»: стартап – это про большой труд и командную работу. Главное, не тешить себя ожиданиями быстрого и бурного роста, не быть слишком самоуверенным. Нужно запастись большим терпением и планомерно идти вперед. Так же не стоит забывать о нестандартных решениях и креативном подходе. Это помогает переступить сразу несколько ступенек и ускорить свое движение к цели.