Елена Золотова, основательница бренда Helen Gold, рассказывает почему не стоит создавать личный бренд в сети и как социальные сети в целом вредят предпринимателю.

Мой бизнес развивается в основном через социальные сети, но у меня нет личного аккаунта ни в одной из них. Когда они не помогают продавать, то только вредят предпринимателю. Соцсети вызывают зависимость с измеримыми последствиями для психики, снижают эффективность, подвергают риску со стороны злоумышленников и просто портят жизнь.

Тяга к социальным сетям может казаться безобидной, но вызывает трудно совместимые с ведением бизнеса проблемы. Люди, потребляющие информацию в формате новостной ленты добровольно культивируют у себя “клиповое мышление”. У них снижается способность самостоятельно мыслить, им трудно управлять собственным вниманием и концентрироваться. Они склонны слепо доверять авторитетам, а значит становятся более подвержены манипуляциям. Психологи подтвердили, что “фейсбукозависимость” затрудняет контроль эмоций, приводит к импульсивному поведению.

Известные и занятые люди могут настолько заиграться в интернете, что начинают “кормить троллей”, тратя на это немало времени. Как, например, Михаил Ходорковский, который в ответ на неконструктивные сообщения сам предлагал “убиться об стену” их авторам. Правда теперь у общественного деятеля на странице в Twitter написано: “С хамами не общаюсь, поскольку надоели.”

Убийцы эффективности второе имя социальных сетей. Казалось бы, они наоборот должны помогать быстро решать вопросы. Но на практике поток моментальных сообщений только рассеивает внимание между множеством срочных и не очень задач, в итоге основательно не обдумывается ни одна из них. Например, Артемий Лебедев утверждает, что для эффективной организации рабочего времени стоит отказаться от микросообщений, а “любое сообщение, если оно ценно, может подождать час-другой”.

Общение в интернете не передает важные для предпринимателя детали. Делами лучше заниматься вживую, чем в Linkedin и Facebook. Ведь по мимике и жестам человека можно сказать гораздо больше о его намерениях, чем по профилю в соцсети. Поэтому важные встречи и соглашения чаще всего происходят вне сети, когда можно “посмотреть собеседнику в глаза”.

Кроме информационной безопасности публичность предпринимателей в соцсетях подвергает риску личную безопасность. Злоумышленники могут следить за состоятельными людьми в интернете, чтобы навредить в реальной жизни. Даже отсутствие данных о геолокации не может полностью защитить от злоумышленников, например, Ким Кардашьян грабители выследили по постам в Instagram просто определив отель по интерьеру. А фотографии с пляжа дают понять что вас нет ни в офисе, ни дома.

Соцсети не место для досуга успешных людей. Это средство заявить о себе и самоутвердиться для среднестатистического, в меру интересного только друзьям и коллегам человека. Но тем, кому и так хватает внимания, они только добавляют проблем. Просьбы, вопросы и советы со всего мира и изо всех источников (любые контакты идут в ход, даже родственников и друзей) не дают покоя ни ночью ни днем.

Предприниматель не может позволить себе откровенничать в соцсетях, показывая свои уязвимости. Табу стоит и на резкие высказывания, которые способны вызвать негативную реакцию общественности. Ведь даже один необдуманный пост может обернуться катастрофой. И если рядовых сотрудников за оплошности в соцсетях просто увольняют, то руководитель теряет гораздо больше. Поэтому в сети ему нужно помнить об интересах бизнеса и действовать максимально осторожно.

Персональный бренд, поддерживаемый регулярным постингом заметок по актуальным темам, необходим далеко не всем. А с учетом того, сколько времени уходит на поддержание имиджа в глазах интернет-зевак, польза от такого продвижения сомнительна. При этом вся эта мнимая популярность всего лишь игра, которая практически не влияет на kpi предпринимателя и во многих случаях она нужна лишь для “чистки” репутации. Иногда удивляет, как работа с имиджем позволяет некоторым бизнесменам выглядеть в хорошем свете и насколько сильно этот образ не соответствует реальности. Есть случаи, когда использование соцсетей необходимо для компании (реклама, поиск информации, анализ данных), но ведение личных аккаунтов предпринимателя сюда не входит.