Елена Сазонова, основатель и руководитель агентства ASK education, рассказала BS о том, как в кризис можно успешно открыть бизнес с концепцией доступного зарубежного образования. 

Сфера образования интересовала меня с самого детства – во многом благодаря преподавателям, которые воспитали самое важное – тягу к знаниям. Я много училась и учусь до сих пор. По первой специальности –лингвист-переводчик, по дополнительной – маркетолог.

Идея сосредоточиться на сфере образования за рубежом пришла в голову после моей собственной поездки на языковые курсы в Германию. Тот выезд я полностью организовывала сама: поиски программы, бронирование жилья, оформление визы… Помню, сколько сил и нервов мне это стоило. Особенно, когда меня преждевременно выселили из общежития (по непонятной для меня причине), и мне пришлось срочно искать подходящий отель. Так что я по себе знаю, как сложно оказаться в чужой стране, где тебе никто не поможет.

Вернувшись на родину, я решила, что хочу работать в этой сфере, помогать другим студентам. Так я устроилась на работу в крупное агентство по образованию за рубежом, однако некоторое время спустя решила уйти – было свое видение, как и что нужно делать.

Финальный шаг к открытию своего агентства мне помог сделать супруг – у него уже несколько лет был свой бизнес, в совсем иной сфере, конечно, зато он имел хороший опыт развития стартапов.

Так, в 2015 году появилось агентство ASK education. Мы открывались в кризис: бешеные курсовые скачки, рост цен и снижение покупательского интереса к нишевым, не популярным продуктам. Друзья и знакомые смотрели на нас с ухмылкой. Мы были уверены, что сможем предложить нашим клиентам что-то новое и амбициозное.

В основу концепции заложили идею доступности зарубежного образования: при желании, определенных усилиях и небольшой вариативности программу обучения за границей можно подобрать для любого человека практически с любым бюджетом… Фактически решили ломать стереотип, прочно сложившийся в головах наших граждан за девяностые и нулевые.

Первый студент, точнее студентка, появился неожиданно – еще на этапе проработки идеи агентства. Поэтому фирму регистрировали в срочном порядке: мы не могли работать без юридического оформления. В итоге все сложилось успешно, и мы отправили барышню на языковые курсы в Великобританию.

Рынок образования за рубежом делится на три сегмента: крупные агентства, которые начали отправлять студентов как только рухнул железный занавес. Этакие мастодонты. У них хорошие клиентские базы, на них работает сарафанное радио. Второй сегмент –нишевые агентства, кто работает с определенной страной или направлением, например, языковыми курсами. На них работает четкое позиционирование на рынке. Третий сегмент, куда как раз мы и попадали – молодые агентства, которые не обладают такой шикарной базой клиентов и которым надо пробиваться «с нуля», выбирая совсем иные преимущества и каналы продвижения.

Мы с самого начала сделали ставку на агрессивное продвижение через интернет.

Создали сайт и лэндинги под ключевые направления, существенно вложились в поисковую оптимизацию и продвижение по ключевым запросам, подключили социальные сети. Интересным и (как ни странно) работающим инструментом стали мероприятия: семинары и вебинары, на которые мы собирали аудиторию через рассылки и социальные сети. Первоначально пробовали еще традиционные для этой сферы каналы продвижения – выставки и публикации в образовательных изданиях… и нет, они ничего не дали. Наши клиенты – в интернете.

В итоге, несмотря на два кризисных года, мы «выстрелили» – пошли звонки и обращения. Во многом еще сыграла разница подходов – нашего и ведущих агентств. Там многие процессы поставлены на поток (вероятно, для крупного бизнеса – это правильно). Мы же цепляемся за каждого клиента, ищем вариации, продвигаем идею, что «образованием доступно каждому». И еще один важный момент, на который мы делали ставку – личный контроль.

Я лично общаюсь с директорами и сотрудниками учебных заведений, куда отправляю своих студентов. Мне важно понимать, с кем будут находится мои студенты. Несколько раз в год я лично посещаю учебные заведения, инспектирую условия проживания, слушаю уроки в языковых школах –для того, чтобы максимально точно отвечать на вопросы студентов и быть уверенной в правильности выбора. Результаты поездок и впечатления выкладываю в формате отчетов на сайте, в instagram иfacebook.

Сейчас мы находимся в стадии активного роста. В этом году запускаем новые направления, страны и расширяем количество учебных заведений, с которыми сотрудничаем. В январе появились первые сотрудники – до этого два года мы с супругом вели все дела вдвоем: я в офисе, он дистанционно. С точки зрения продвижения планируем более активно развивать digital-инструменты, а также направить силы на повышение узнаваемости бренда.

В общем, пока рынок еще находится в стагнации, у нас есть время на движение вперед. Часто говорят, что самые смелые шаги надо делать в кризис, когда все остальные боятся и просчитывают риски. Теперь и я под этим подпишусь.