FIT Service – это федеральная сеть станций послегарантийного обслуживания. На сегодняшний день сеть включает в себя 61 станцию от Владивостока до Москвы, еще более 50 ожидают открытия, а в клиентской базе компании – более 400 тысяч автовладельцев по всей России. О том, как выстроить эффективную модель франчайзинга, почему не трендовый бизнес – это хорошо, и как выглядит рынок франчайзинга сейчас, рассказал директор сети Данил Соловьев.

Компания FIT Service была создана восемь лет назад. Тогда российский дистрибьютор запасных частей для автомобилей компания ROSSKO задумалась над тем, что произойдет с рынком автокомплектующих в перспективе десяти лет, стало понятно, что рынок поменяется до такой степени, что основные клиенты – мелкооптовые и розничные магазины – просто исчезнут. И появится новый сегмент – автосервисы полного цикла, которые, собственно, и будут покупать запчасти. Компания ROSSKO приняла решение открыть собственную сеть станций послегарантийного обслуживания, с перспективой создания собственного канала продаж. Развитие автосервисного бизнеса гарантировало ROSSKO стабильно растущий сбыт комплектующих для ремонта автомобилей. Так, в 2008 году, появился первый FIT Service.

Франшизу мы стали продавать не сразу, сначала самостоятельно открывали станции в разных городах – Омске, Хабаровске, Краснодаре, Новосибирске и других. Изучали рынок, особенности регионов, чтобы при продаже франшиз нас нельзя было упрекнуть, что мы не знаем рынок. На своих автосервисах учились бизнесу, привлечению клиентов, их обслуживанию, выстраиванию бизнес-процессов и достижению KPI.

Конечно, не все было гладко: мы учились на своих ошибках, даже закрывали автосервисы – чаще всего из-за того, что выстраивали неправильные отношения с арендодателями.

Поняв специфику регионов, в 2013 году начали продавать франшизу. К этому времени FIT Service уже стал вполне известным брендом. Сначала открыли три франшизы в Сибири, а в 2015 году начали продавать франшизу массово, по всей территории страны.

Мы поняли, что нужна эффективная модель франчайзинга. Поэтому разработали систему, которая включает три формата станций с низкой стоимостью паушального взноса и роялти; также поняли, что нужно идти по модели win-win: выстраивать партнерские отношения с прозрачной выгодой для обеих сторон. При покупке франшизы, франчайзи получает бизнес-план и необходимые стандарты и регламенты для работы, также помогаем с обучением и подбором персонала, оборудования и формированием необходимого складского запаса. Для повышения качества обслуживания, мы создали уникальный для России тренинговый центр FIT LAB, в котором обучаем специалистов автосервисов. Помимо всего этого, организуем стартовую рекламную кампанию для каждого нового автосервиса.

Мы не зарабатываем на франшизе, мы зарабатываем на продаже запчастей партнерам, поэтому и предлагаем такие выгодные условия.

На мой взгляд, такая модель эффективна, ведь мы не просто помогаем франчайзи, мы, можно сказать, решаем их проблемы. Отсюда и результат: получаем 300-400 заявок в месяц, но одобрение получают далеко не все. На это влияют разные факторы, например, нет денег для инвестиций или просто не рассчитали силы. Поэтому действующие франчайзи понимают, что они защищены – ведь недобросовестных участников сети, которые могут подорвать авторитет всего бренда, здесь просто нет.

Если вы хотите идти по модели франчайзинга, следует правильно выделить свою целевую аудиторию.

Например, партнерами нашей франшизы являются владельцы автосервисов, имеющие опыт управления автосервисным бизнесом; инвесторы, желающие вкладывать денежные средства в открытие нового бизнеса, но не имеющие опыта в сфере автосервисных услуг; а также владельцы или сотрудники компаний, работающих в транспортной сфере и желающие открыть собственный автосервис. Но есть и те, кто приходит из других отраслей. И мы заметили, что они добиваются успеха: ведь обычно такие предприниматели уже имеют опыт работы на более развитых рынках, они знают, как управлять бизнесом и с успехом применяют это на новую сферу.

Автосервис – это не трендовый бизнес. Открытие станции – процесс не простой, сейчас все начинают понимать значимость рынка, и создается конкуренция. Поэтому и появляются франчайзинговые проекты. У автосервисного бизнеса есть отличительная черта: он не подвергается изменениям трендов, как, например, магазины одежды или заведения общепита. Автосервисы будут нужны людям всегда. Поэтому многие приходят в этот бизнес, а чтобы избежать высокой конкуренции, покупают франшизу. Здесь стоит также отметить, что растет российский автопарк: требуется больше автосервисов, автомобили усложняются, и не все СТО оказываются способны профессионально обслужить машину.

Если посмотреть на рынок франчайзинга глобально, то сейчас происходит то, что в развитых странах происходило 5-10 лет назад – умирает модель «дистрибьютор-дилер». Искать новых дилеров становится сложно, но как тогда наращивать свой оборот? Единственный способ – помогать дилерам в их бизнесе, поэтому большинство производителей так и делают: выстраивают прямую работу с конечным потребителем – тут и появляется модель франчайзинга. Дистрибьютор помогает своему перепродавцу сделать его бизнес эффективным – по сути это и есть модель франшизы. Мы так и пошли – начали помогать партнерам – поставлять запчасти, выращивать их бизнес, потому что чем успешнее франчайзи, тем успешнее мы сами. Это сейчас и толкает франчайзинговый бизнес России к развитию.